Сначала виртуально, потом реально: фиджитал-спорт пополнится новыми дисцип­линами

На первых «Играх будущего» в Казани состязались в 21 дисциплине. В трех из них отличились петербургские участники, большинство которых узнали, что такое фиджитал, всего за несколько месяцев до чемпионата. Напомним: фиджитал (physical и digital, или физический/функционально-цифровой спорт) — чисто российская затея, с января 2023 года признана в стране видом спорта. Суть в том, что сначала идет игра в виртуальности (в приставку «Фифа» или хоккейный симулятор, например), а продолжается все на реальном футбольном поле или хоккейной площадке.

Сначала виртуально, потом реально: фиджитал-спорт пополнится новыми дисцип­линами | ФОТО Доната СОРОКИНА/ТАСС

ФОТО Доната СОРОКИНА/ТАСС

— До 2023 года мы были обычными инженерами, а потом получили на «Госуслугах» уведомление о том, что будут такие соревнования, — рассказывает Артем Юмашев, инженер в Мариинском театре.

Артема с коллегами привлекла дисциплина «Битва роботов». В ней физическая и виртуальная реальности сходятся иначе, чем, например, в фиджитал-хоккее или баскетболе. Каждая команда создает своего робота, которые потом бьются на ринге: наносят друг другу механические повреждения, пока один не перестанет двигаться.

— Это как гладиаторские бои. Огромные 110‑килограммовые машины наносят друг другу колоссальной силы удары, летят искры, части, — рассказывает Юмашев. — Робот может быть весь искорежен, но все равно победить. Например, наш вообще загорелся и на протяжении двух минут горел, но сражался до последнего.

Команда Артема DaddyBots завоевала второе место.

Команда «Liga Pro Team Санкт-

Петербург» (стали чемпионами в своей дисциплине) — опытные игроки в мини-баскетбол «три на три», рассказывает капитан, Шалва Шаташвили:

— Когда услышали, что можно объединить классический баскетбол с кибербаскетболом, решили попробовать. Мы уже играли в киберспорт, поэтому не составило труда в этом поднатореть.

Правда, баскетболист Шалва раньше в виртуальности играл в киберфутбол, но «в принципе понимал, какие кнопки надо нажимать». Испытали себя на отборочном фиджитал-состязании «Путь чемпиона», а за 15 – 20 дней до «Игр будущего» собрались в Петербурге и, говорят, «тренировались безвылазно»:

— В зале Центра олимпийской подготовки нам выделили комнату, где мы поставили оборудование, компьютер, приставку плейстейшн пятого поколения, два монитора. И каждый день сперва по два часа уделяли время киберспорту, а сразу после переходили на площадку.

С фиджитал-хоккеем, футболом, баскетболом или виртуальной велогонкой более-менее понятно. Но когда Константин Балаганский, советник президента федерации фиджитал-спорта Санкт-Петербурга, произносит речитативом: «Нас поразил уровень и масштаб конт­рал страйк ка эс го плюс лазертаг и стендофф плюс лазертаг», — мозг завсегдатая Ледового или «Зенит-арены» слегка закипает. На самом деле в дисциплинах «CS2 + лазертаг», «Warface + лазертаг» и тому подобных принцип тот же: сначала играют в стрелялки Counter-Strike 2 или Warface, потом уже на реальной площадке начинается лазертаг — вроде пейнт­бола, только пуляют не краской, а лазером.

Михаил Степанюк, капитан ­команды «Черные медведи» петербургского Политеха Петра Великого, стал в одиночном зачете третьим в дисциплине «Ритм симулятор». «Игры будущего» соб­рали едва ли не всех сильнейших представителей русскоязычного сообщества, играющих в бит сейбер. Beat Saber — игра, в которой под ускоряющийся ритм нужно определенным образом разрубать двумя виртуальными световыми мечами летящие на тебя красные и синие кубики. Они — виртуальные, спортсмен — в очках виртуальной реальности, но движется сам и бог знает, сколько кило сбрасывает за одну игру.

Фиджитал-игры такого масштаба были первыми, но игроки имели представление о возможностях соперников. Например, на создание робота нужно много месяцев, на отборочных состязаниях можно увидеть их в деле, и уже тогда отметить сильные и слабые места соперников и подкорректировать своего бойца.

Шалва Шаташвили с командой тоже знали своих соперников: французов, испанцев, бразильцев и американцев. С кем‑то раньше встречались на соревнованиях по классическому баскетболу. Например, с французами. Единственное — не имели представления, насколько те сильны в виртуальной версии игры.

В «Играх будущего» участвовали фиджитал-спортсмены из 107 стран, в том числе тех, которые сейчас называют «недружественными». Организаторы объяс­няли свою «принципиальную позицию»: формировать сборные не по странам, а по клубному принципу. В клубе могли быть представители разных государств. Из-за этого, например, наша пресса называет команду xGOD (чемпиона в «Counter-Strike 2 + лазертаг») российской, а казахстанская — командой из Казахстана. Строго говоря, команда казахстанская, но в составе были и россияне.

— Это было одно из самых масштабных мероприятий, которые Российская Федерация принимала на своей территории с момента сочинской Олимпиады, — считает Георгий Зарубин, президент федерации фиджитал-спорта Санкт-Петербурга.

— Матч, в котором играла «Liga Pro Team Санкт-Петербург», был, наверное, «матчем века» для нас, — рассказывает Константин Балаганский. — В финале наши ребята встретились с командой из США, очень сильный противник, полные трибуны. Складывалось ощущение, что вся Казань приехала болеть за наших, были огромные просмотры онлайн. Наши ребята одержали победу и в компьютерной части, и в «физической».

Как в любом состязании, были «темные лошадки»: команды, на которые почти никто не ставил, а они выбились в лидеры. Или наоборот: российские фиджитал-спортсмены считались фаворитами в «сраженческой» игре Dota 2, наши даже становились в ней чемпионами мира, но сейчас взять призовые мес­та не удалось. «Возможно, сказалась сложная история с подготовкой к международным турнирам, плотный график», — предполагает Георгий Зарубин.

Общий призовой фонд «Игр будущего» составил 10 млн долларов. Призеры получили (в зависимости от дисциплины) от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов. Возможно, следующую площадку для «Игр будущего» предоставит другая страна, Казахстан.

По словам представителей федерации фиджитал-спорта Санкт-Петербурга, поступают предложения от ассоциаций традиционного спорта: попробовать «цифровизировать» другие дисциплины. Вероятно, в следующих играх уже будут фиджитал-гольф и фиджитал-фехтование. Экспериментальные дисциплины опробуют в регионах, в том числе на состязаниях в Петербурге.


#спорт #Фиджитал #игры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 (7626) от 20.03.2024 под заголовком «Сначала виртуально, потом реально».


Комментарии