Смеется тот, кто стал первым

Чемпионат мира по водным видам спорта в Казани перевалил за экватор. Позади золотое для нас синхронное плавание (восемь медалей высшей пробы из девяти возможных), а также не принесшие побед прыжки в воду и начисто проваленное плавание на открытой воде. И последняя неделя, когда в бассейне будут соревноваться пловцы и ватерполисты, россыпи наград, похоже, не обещает.

Смеется тот, кто стал первым | Полной синхронности Дарине Валитовой и Александру Мальцеву все-таки еще не хватает.<br>ФОТО Zhang Fan/ZUMA/TASS

Полной синхронности Дарине Валитовой и Александру Мальцеву все-таки еще не хватает.
ФОТО Zhang Fan/ZUMA/TASS

Если по гамбургскому счету, то настоящее, добытое в борьбе, «золото» у нас в Казани только одно. Семь побед синхронисток за явным преимуществом можно оставить за скобками. Это было здорово, красиво, но вполне ожидаемо – очередная убедительная демонстрация российского превосходства. Другое дело микст, ставший настоящим украшением турнира, – с борьбой в пределах балла, судейским и журналистским скандалом, взаимными пикировками и широчайшим обсуждением всего, что с ним связано, начиная с уместности этой дисциплины вообще. Последние дискуссии теперь, очевидно, бессмысленны – соревнования смешанных пар затмили все остальные дисциплины синхронного плавания вместе взятые.

Напомню, в технической программе Александр Мальцев и Дарина Валитова лидировали после предварительных соревнований с огромным отрывом два балла, но в финале судьи поставили на первое место заслуженного американца Билла Мэя с Кристиной Джонс, что вызвало негодование заслуженного тренера России Татьяны Покровской и комментатора Дмитрия Губерниева непосредственно в прямом эфире телеканала «Россия-2». В общем-то, пионер мужского синхронного плавания Билл Мэй это «золото», конечно, заслужил не столько этим выступлением, сколько всей своей карьерой. Так что искать антироссийский заговор бессмысленно – просто сказался авторитет, как это часто бывает и в фигурном катании. Справедливость же восторжествовала в четверг – «Лебединое озеро» от нашего дуэта, может быть, и не было технически таким же безупречным, как выступления многократных чемпионок Натальи Ищенко и Светланы Ромашиной, но оставило яркое впечатление, и на сей раз россиян поставили чуть выше американцев. «Крутая программа. Как будто Большой театр затопило», – такие комментарии сопровождали российское выступление в Интернете.

– Ощущение полного счастья пришло после объявления оценок. Когда увидели, что мы первые, подумали: «Все-таки есть на свете справедливость!» – рассказал Мальцев. – У меня изначально была идея предстать в роли Принца, но пришлось сменить образ на злого гения. Разозлиться помогли результаты технической программы...

Так 20-летний петербуржец стал вторым в истории мужчиной – чемпионом мира в синхронном плавании, и Минспорта уже объявило, что Мальцев получит звание заслуженного мастера спорта. И вполне заслуженно (уж простите за каламбур) – мало кому на спортивном пути пришлось выдержать столько насмешек, сколько Александру, увлеченному чисто женским, по общему мнению, видом спорта.

– Не знаю, есть ли предпосылки к появлению мужских дуэтов, – рассуждает новоиспеченный чемпион. – На мой взгляд, наиболее гармоничен именно смешанный дуэт. Хотя интересными могут быть и сольные мужские выступления.

Что до Дарины Валитовой, то ее перспективы смешанным дуэтом также не ограничиваются. Так, пятикратная олимпийская чемпионка считает, что Валитова в паре с Мариной Голядкиной, выступавшей ранее за Украину, могут стать основной нашей парой после Рио-2016, когда Ищенко и Ромашина, по всей видимости, завершат свои славные карьеры.

Если в синхронном плавании у нас по-прежнему все хорошо, то в остальных видах сплошные разочарования. Плавание на открытой воде, некогда наш ударный вид, медалей не принесло. Последним ударом стали 25 километров у мужчин, где шансы Евгений Дратцева казались неплохими, а завершилось все восьмым местом с четырехминутным отставанием. Итальянец Симоне Руфини мало того что выиграл на последних метрах у американца Алекса Мейера, так еще и признался в любви своей девушке на всю Казань сразу после финиша. Такая вот помолвка по-итальянски.

Явный недобор у нас и в прыжках в воду: два «серебра» и одна «бронза» на чертову дюжину дисциплин. И это на домашнем чемпионате мира в совсем не чужом для нас виде. Причем обычного китайского господстве не наблюдалось – Поднебесная «выиграла» у остального мира всего лишь со счетом 10:3, отдав по «золоту» британцам, итальянцам и даже корейцам. Но не нам.

Единственный наш прыгун, которому не в чем себя упрекнуть, это Илья Захаров. Олимпийский чемпион Лондона-2012 на трехметровом трамплине и в Казани до последнего боролся за победу, причем последний прыжок был чудо как хорош, и стоило китайцу Хэ Чао чуть-чуть дрогнуть, победа досталась бы Илье. Не дрогнул – разница составила чуть больше семи баллов. Разница небольшая, при этом стоит заметить: судейство в Казани было отнюдь не домашним. Скорее, наоборот – китайский авторитет сказывался сильнее.

Соревнования пловцов в бассейне начались с целого ряда российских неудач. Единственным светлым пятном в первый день стал наш земляк Кирилл Пригода – сын бронзового призера Сеула-1988 Геннадия Пригоды пробился в финал 100-метровки брассом с новым рекордом России (59,60). Впрочем, и этот результат вряд ли можно занести в актив тренерам сборной – Кирилл попал в нее в последний момент после успеха на универсиаде и готовился к чемпионату мира, соответственно, не со сборной.

Главным же разочарованием стало «серебро» в мужской эстафете вольным стилем. Конечно, уступить олимпийским чемпионам из Франции не зазорно, но в этот раз у нас были реальные шансы на победу, тем более что еще три грозных соперника – США, Австралия и Германия в финал не попали вовсе. В этих условиях поразили российские тренеры, решившие устроить отборочный заплыв... прямо в день финала. «Я уже десять лет в сборной, но с таким столкнулся впервые. Первую реакцию озвучивать не буду», – заметил наш финишер петербуржец Александр Сухоруков. Кстати, спорной была и расстановка по этапам: наш лидер Владимир Морозов был отправлен на третий этап, хотя более уместно смотрелся бы на четвертом. В итоге у Франции 3.10,74, а у России (Андрей Гречин, Никита Лобинцев, Владимир Морозов и Александр Сухоруков) – 3.11,19.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 141 (5514) от 04.08.2015.


Комментарии