Слуцкий не определился

Сборная России проиграла в контрольном матче чехам 1:2.  Встреча в Инсбруке, где восемь лет назад наши футболисты обыграли шведов и единственный раз за много лет вышли на крупном турнире из группы, показала: на Евро-2016 команде Леонида Слуцкого повторить подвиги той дружины Гуса Хиддинка будет нелегко.

 Слуцкий не определился | Иллюстрация PHOTOCREO Michal Bednarek/shutterstock.com

Иллюстрация PHOTOCREO Michal Bednarek/shutterstock.com

Нет, проблема не в самом поражении и не в пропущенном на последней минуте голе – результаты в таких матчах находятся далеко не на первом месте, и порой неудачи даже становятся хорошей приметой. Более того, проблема и не в игре – наши смотрелись похуже чехов, но отнюдь не безнадежно, а местами вполне живо. К тому же играли, очевидно, на фоне серьезных нагрузок, а потому недостаток движения может скорее вселять легкую надежду: вдруг побегут как раз в середине июня, как восемь лет назад, когда именно движение стало козырем россиян.

Но вот что по-настоящему вселяет тревогу, это отсутствие определенности с составом. Эксперименты – это, конечно, хорошо. Но проводить их, по идее, нужно было раньше – поздней осенью и весной. А короткий отрезок накануне старта традиционно используют для обкатки уже определившегося состава, для выработки чувства локтя уже в пределах готовых решений. Гус Хиддинк, Дик Адвокаат и даже Фабио Капелло – все они определялись с составом довольно четко. Леонид Слуцкий идет другим путем, продолжая выбирать до последнего. Это, в общем, типичный метод для отечественных тренеров, но вряд ли путь удачный – как правило, подобная неопределенность приводила только к излишней нервозности. Впрочем, может быть, Леонид Викторович и знает, что делает.

В среду Слуцкий оставил в запасе основного вратаря, а целый ряд футболистов определил не на свои позиции. Дмитрий Торбинский отправился на левый фланг обороны, Олег Шатов вместо левого крыла атаки действовал под нападающими, а раскрывшийся в этом сезоне на острие Федор Смолов сместился налево, на место Шатова. Фрагментами все эти новшества себя оправдывали – особенно запомнилась комбинация в первом тайме с участием Дзюбы и завершившаяся передачей Кокорина на Смолова, который не смог, однако, переиграть Петера Чеха в ближнем бою. Но все же основным такой вариант, конечно, стать не может. В том числе потому, что опробованный вариант задействует в основе вообще всех имеющихся в обойме Слуцкого игроков атакующей группы. А без боевого резерва ни один разумный полководец воевать не станет. Хотя сам пока утверждает обратное: «Связка Смолов – Дзюба – Кокорин? Мы пробовали это сочетание на тренировках. Понятно, что в игре им еще недостает взаимопонимания. Но я не исключаю, что этот вариант будет использоваться и дальше...».

Конечно, отчасти Слуцкий просто вынужден идти на эксперименты после потери ключевого игрока – Алана Дзагоева, который был призван связывать всю игру в центре поля. Ситуация похожа на ту, что сложилась два года назад, когда Капелло строил всю игру вокруг Романа Широкова, а тот сломался аккурат накануне ЧМ-2014 в Бразилии. Нынче, кстати, Широков тоже травмирован, но вроде бы должен восстановиться в ближайшие дни. Основным игроком Роман в любом случае не будет, но, скорее всего, именно его Слуцкий может видеть в роли джокера – того самого резерва, способного изменить ход борьбы в середине второго тайма.

В любом случае без Дзагоева и Широкова в центре поля огромные проблемы. С чехами вышел треугольник Игорь Денисов – Олег Иванов – Олег Шатов. Шатов играл не на своей позиции, вылетевший вместе с «Динамо» из премьер-лиги Денисов далек от себя самого пятилетней давности, а Иванов не имеет международного опыта. По идее, кандидатуры Дениса Глушакова и Павла Мамаева смотрятся естественнее, но второй вышел только на замену, а первый не играл вовсе.

При этом окончательные выводы из этих кадровых решений делать сложно. Того же Акинфеева Слуцкий оставил в запасе не потому, что в нем сомневается, а по обратной причине – он уверен в основном голкипере на сто процентов. Вообще из семи армейцев сыграли только трое (двое в основе), тогда как из представителей других клубов на поле побывали все, кроме Глушакова и Шишкина. На самом Евро мы наверняка увидим другую картину.

По-прежнему странным выглядит приглашение Романа Нойштедтера. Дело, опять же, не в его ошибке, хотя именно из-под защитника «Шальке» Томаш Нецид на последней минуте забил решающий гол. В конце концов, и в первом тайме Сергей Игнашевич с Василием Березуцким давали чехам с двух метров бить по пустым воротам. Но сама идея вызова на такой турнир нового центрального защитника, к тому же почти не знакомого с остальным коллективом, кажется крайне рискованным шагом.

Именно нелогичные решения Слуцкого сейчас беспокоят больше всего (наряду, конечно, с объективными кадровыми проблемами). Вообще именно сейчас Леонид Викторович проходит главное испытание сборной. Все-таки игры внутри сезона не требуют от тренера знания какой-то особой специфики. А вот подготовка к крупному турниру – это особое искусство, отдельная специализация, которой владеют отнюдь не все, что мы увидели в том числе на примере Капелло. Единственная линия, которая четко прослеживается пока что у Слуцкого, – это психологическая ставка на раскрепощенность. Здесь и открытость команды в целом, и участие в «Что? Где? Когда?», и его собственный стиль общения. Возможно, приглашение натурализованных иностранцев, Гильерме и Нойштедтера, из той же оперы – Слуцкий надеется, что у легионеров не будут «дрожать коленки»?

Футбол. Товарищеский матч.

Россия – Чехия – 1:2 (1:0).

Голы: 1:0 – Кокорин (6); 1:1 – Росицки (49); 1:2 – Нецид (90).

Россия: Лодыгин (Гильерме, 46), Смольников, В. Березуцкий (Нойштедтер, 64), Игнашевич, Торбинский (Д. Комбаров, 64), Денисов, Иванов (Головин, 64), Шатов, Кокорин (Самедов, 64), Смолов, Дзюба (Мамаев, 46).

1 июня. Инсбрук. Стадион «Тиволи-Ной». Судья Шергенхофер (Австрия).


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 098 (5715) от 03.06.2016.


Комментарии