Синдром олимпийского «золота»

Метания Юлии Липницкой, которая в 16 лет думает о завершении карьеры, взволновали любителей фигурного катания. Но ее история просто самый яркий, а отнюдь не уникальный случай. В этом сезоне многие наши герои Сочи-2014 испытывают серьезный кризис.

Синдром олимпийского «золота» | ФОТО сайта eurosport.ru

ФОТО сайта eurosport.ru

Понятно, что в некоторых случаях все определяется не победой, а возрастом. Так, Евгений Плющенко, хотя и заявляет о своих планах на Игры-2018, катается сейчас исключительно в шоу и коммерческих турнирах. Александр Зубков завершил карьеру, его партнер Алексей Воевода ушел в бобслей. Прекратили, кстати, выступать и серебряные призеры Сочи Альберт Демченко и Ольга Зайцева. Все эти решения с результатами Сочи вообще никак не связаны – просто пришло время, скорее, домашняя Олимпиада продлила срок спортивного долголетия, заставив задержаться подольше.

Но в большинстве случаев возраст нашим триумфаторам побеждать вполне позволяет, мешают другие вещи. Так, в составе сборной на январском чемпионате Европы по фигурному катанию в Стокгольме были только трое из одиннадцати сочинских чемпионов – Ксения Столбова с Федором Климовым и Елена Ильиных.

Почти половину наших олимпиоников подкосили травмы – Аделина Сотникова, Максим Траньков и Дмитрий Соловьев так и не успели полностью восстановиться и набрать форму. Контрольные просмотры ситуацию не изменили, да и не могли изменить, поскольку сами травмированные в сборную особенно и не рвались.

Можно ли считать эту эпидемию травм в безобидных ситуациях обычным совпадением? Думается, нет. Происходящее, скорее, напоминает послевоенный синдром. Известно, что во время Великой Отечественной войны солдаты на фронте в основном не были подвержены обычным болезням. Зато все болячки вылезли потом, когда беда отступила. Как будто организм откладывал неважные болезни на будущее.

Любопытно и то, что во всех трех случаях восстановление идет, скажем дипломатично, не опережающими темпами. Уверен, случись аналогичные повреждения год назад, и все трое были бы в строю уже к декабрьскому чемпионату России. А так можно не спешить, Евро-2015 совсем не такой важный турнир, чтобы ради него что-то форсировать. Разумно, но хотелось бы большей жажды борьбы. Максима Транькова, конечно, винить не за что, он действительно провел триумфальный цикл и вполне мог бы и завершить на этом карьеру, а вот Соловьева руководители федерации даже обвиняли в недостаточном рвении.

Такое вот «отсутствие рвения» – отдельная проблема, которая касается именно олимпийских чемпионов. Само наличие «золота» вне зависимости от личных заслуг резко меняет жизнь спортсмена. Кусочек желтого металла приносит все – деньги, квартиры, машины, почести. В то же время трудно назвать полноценной золотую награду Бобровой – Соловьева, без блеска откатавших короткую программу в командном турнире фигуристов, но получивших те же самые блага.

Теперь, получается, стремиться к большему, добиваться успехов на чемпионатах Европы и мира им уже нет такого большого смысла – главное сделано. У кого-то природный максимализм берет верх, но кто-то успокаивается. Так, например, есть вопросы по самоотдаче к нашему земляку биатлонисту Дмитрию Малышко, а его партнер по золотой эстафетной четверке Евгений Устюгов и вовсе завершил карьеру после Сочи в совсем не преклонном возрасте, мотивируя это решение «отсутствием стимулов». Вывод из этого можно сделать один – что-то в системе поощрения спортсменов стоит поменять, не должна вся карьера зависеть от одной олимпийской победы. В чем-то ситуация похожа на футбол, где большинство молодых ребят растут в мастерстве до первого большого контракта, после чего карьера идет под уклон.

Если мы говорим о пропаганде спорта, то стране нужны не столько медали на Играх, сколько настоящие звезды, продолжающие побеждать раз за разом. Такие как биатлонист Оле Эйнар Бьорндален, не успокоившийся даже в 40 лет, или теннисист Роджер Федерер, умудряющийся после каждой победы находить новую мотивацию. Основная причина, конечно, в их личностных качествах, но влияет и финансовая составляющая – основные деньги они получают не за медали и титулы от государства. Их кормят рекламодатели, которых больше интересуют совокупные достижения звезд, их имидж и прочие тонкие материи. Поэтому по крайней мере финансовые стимулы для роста остаются всегда.

К счастью, есть максималисты и среди триумфаторов Сочи. Продолжает побеждать в шорт-треке Виктор Ан, который тоже вполне мог бы поставить точку. Антон Шипулин, несмотря на добытое им эстафетное «золото», и вовсе посчитал Олимпиаду во многом неудачной, поэтому теперь стремится к новым, уже собственным, высотам в биатлоне. К максималистам можно отнести и Юлию Липницкую, так что ее случай действительно особый. Быть может, как раз ей максимализм мешает, многократно усиливая груз ответственности и всеобщих ожиданий, возникший после ее блестящего выступления на командном турнире в Сочи.

Понятно, что у Липницкой есть и частные причины для нынешних неудач. Это и типичные для юных фигуристок физиологические проблемы взросления, и чрезмерно рано свалившаяся на нее слава, и перемены во взаимоотношениях с тренером Этери Тутберидзе, которая во многом благодаря успехам Юли заработала себе имя, после чего набрала новых учеников и стала уделять своей самой известной ученице меньше внимания. Не случайно возникли слухи, пусть и опровергнутые Липницкой, о ее уходе к другому тренеру.

Но основная причина все-таки более общая. Уже в личном турнире одиночниц на Играх в Сочи невооруженным глазом было видно, что на Юлю давит незримый дополнительный груз. Тогда, напомню, фигуристку даже увезли из Сочи в Москву, чтобы оградить от лишнего давления. Но и это не помогло – журналисты проникали на тренировки и все равно мешали.

Может, не стоило и ограждать? Почему в России считается, что слава и открытость мешают действующему спортсмену? Почему те же Бьорндален, Федерер или живущая в Америке Мария Шарапова успевают и побеждать, и раздавать сотни интервью, и посещать рекламные и благотворительные церемонии, а живущие в России спортсмены не успевают? Почему у нас им приходится выбирать – или продолжение спортивной карьеры, или уже неспортивная слава с шоу-программами и церемониями? Почему по всем рейтингам самые известные в России спортсмены – те, что уже давно закончили?

Честно скажу: не знаю. Быть может, виноват менталитет самих спортсменов, а может, и наше недостаточно любящее сам спорт общество, но, скорее всего, и то и другое сразу. Может, все дело в том, что скандалы и шоу мы любим больше, чем борьбу и величие духа. Но, думается, разгадав эту загадку, мы поймем и другие странные решения наших олимпийских чемпионов. Почему Евгений Устюгов завершает карьеру в 28 лет, Юлия Липницкая думает о том же в 16, Елена Ильиных и Никита Кацалапов расстаются перед потенциально чемпионским для них сезоном, а Александр Легков уходит от тренера, который привел его к олимпийскому «золоту».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 008 (5381) от 21.01.2015.


Комментарии