В Петербурге прошли соревнования по гребле-индор

С приближением весны в Петербурге потихоньку активизируются и летние виды спорта. В гребном клубе «Стрела» на Крестовском острове прошли чемпионат и первенство города по гребле, но бить веслами по льду участникам не пришлось, и ледокол в Гребной канал запускать не стали. Соревновались на тренажерах, эта относительно новая дисциплина называется гребля-индор.

В Петербурге прошли соревнования по гребле-индор | ФОТО Александра ИВАНОВА

ФОТО Александра ИВАНОВА

На самом деле ничего нового в гребных тренажерах (эргометрах) нет - в тренировочном процессе их используют еще с середины прошлого века. Для нашего города они особенно актуальны - водный сезон у нас длится меньше полугода (с конца апреля по начало октября), а в остальное время, если не получается выбраться на юг, остается пахать в зале.

Но самостоятельной спортивной дисциплиной гребля-индор стала совсем недавно. В России, например, Министерство спорта утвердило ее лишь в 2015 году. До сих пор нет никаких чемпионатов мира - только континентальные. Правда, массовый турнир C.R.A.S.H - B в Бостоне многие называют неофициальным чемпионатом мира. Кстати, в этом году он состоялся 17 февраля - одновременно с чемпионатом Петербурга.

Проводятся соревнования на гребных тренажерах Concept2, имитирующих греблю на академических лодках на воде. Хотя, надо сказать, имитирующих довольно слабо - как для зрителей, так и для самих участников. Со стороны это вообще ничуть не похоже на греблю - спортсмены, по сути, просто наклоняются вперед-назад. Атмосферу в гребном клубе «Стрела» создают скорее фотообои с гребцами, а также огромный экран - на нем в режиме онлайн видно, кто как идет по виртуальной воде, и даже очень скромно обозначены силуэты лодок. Только вот участники экрана почти не видят.

- Вообще-то на соревнованиях по гребле-индор обычно экран ставят за спортсменами - чтобы их видели все, - объяснил мне президент городской федерации гребного спорта Сергей Поздеев. - Но здесь помещение маленькое, по-другому не получается. На своих экранах участники видят только свое время, а вертеть головой у них нет времени. Так что ориентируются в основном на себя.

На самом деле это далеко не главный минус гребли-индор. Дело в том, что и сами тонкости процесса академической гребли довольно-таки примитивный тренажер не передает. Я уж не говорю о командной работе в двойках и тем более восьмерках, но даже академической одиночке гребля-индор в сложности проигрывает безоговорочно. Здесь нет ни весел, ни течения, ни ветра, ни прочих хитрых особенностей.

- На самом деле есть тренажеры, которые куда больше приближены к реальной академической гребле, - рассказал Сергей Поздеев. - Однако на соревнованиях по гребле-индор утверждены именно эти, существует стандарт. Да, технически гребля-индор гораздо проще реальных соревнований на воде. Здесь почти всегда побеждает самый сильный (в прямом смысле) и выносливый спортсмен, техника роли не играет. Но физически здесь даже труднее, чем на воде. Там все равно где-то с гребком промахнешься, еще что-то - иногда можно перевести дух. А здесь нужно жестко работать без перерыва. И если обычно ориентируешься больше по сопернику, то в помещении смотришь на свое время, что вынуждает работать по максимуму.

И тем не менее у гребли-индор есть и огромное преимущество - доступность. В академической гребле нужна не только вода - нужны лодки. У ведущих спортсменов лодки индивидуальные и стоят дорого (от 12 тысяч евро), да и перемещать их непросто - возят их в специальных прицепах, отдельно от спортсменов, так что тренировочные сборы и участие в соревнованиях порой превращаются в сложную логистическую задачу. А в индоре ничего этого не нужно - приехал, выступил, уехал, почти как Юлий Цезарь. Потому, возможно, у этого вида есть и самостоятельное будущее - особенно если тренажеры все-таки сделают более реалистичными.

Ну а пока ведущие спортсмены все же рассматривают греблю-индор скорее как тренировочную дисциплину. Впрочем, даже при этом в скромном по статусу чемпионате города есть именитые участники. Так, у женщин абсолютную победу, выиграв на дистанциях 2000 и 1000 метров, одержала бывшая участница олимпийской сборной России Александра Большакова, которая сейчас возвращается в большой спорт после рождения сына и надеется вновь пробиться в национальную команду, чтобы выступить в Токио-2020. Особенно убедительно смотрелась Саша во второй день - дистанцию 1000 метров она прошла фантастически ровно, с постоянной скоростью (101 секунда на 500 метров) и лишь на финише нашла в себе силы на минимальное ускорение. Это, кстати, тоже особенность гребли-индор - здесь гораздо проще контролировать свою скорость, чем в реальных соревнованиях на воде.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ


«СПБ ведомости» поинтересовались у Александры Большаковой, как ей удается совмещать тренировки и соревнования с обязанностями мамы.


- Благодаря супругу, маме, родителям мужа - помогают все. Сейчас у меня получается в среднем по одной длинной тренировке по два с половиной - три часа либо две коротких, по полтора часа.

- Как оцениваете свой нынешний результат (7,03 на 2000 метров и 3,22 на тысяче)?


- В начале февраля прошел чемпионат России, и с нынешним результатом я там оказалась бы в районе 8 - 9-го места. Хотя не факт, потому что тренажеры в разных местах отличаются. То есть считается, что они как бы идентичные, даже мировые рекорды засчитывают, но мы почему-то замечаем, что в Москве где-то плюс две секунды идет к результату. Не знаю, с чем это связано. Но в любом случае мне еще набирать и набирать, чтобы попасть в сборную. Я ведь только начала тренироваться.

- Только на тренажерах Concept2?


- Нет, есть и бег, и лыжи, то есть ОФП, есть и штанга, силовая подготовка. Насколько могу, готовлю себя к серьезным нагрузкам. Вид спорта у нас физически очень тяжелый. Да, на воде техника многое значит, лодку нужно чувствовать, но без силы результата точно не будет. Как любил повторять один умный тренер: «Я не видел ни одного олимпийского чемпиона, который плохо крутит концепт».

- А ощущения «концепта» соответствуют тому, что происходит на воде?


- Не совсем. Кстати, у нас в клубе сейчас есть «динамик-машина» американского производства с подвижным сиденьем, он больше приближен к воде, но я его еще не успела опробовать. Есть еще рельсы - туда ставится наш тренажер, и становится больше похоже на лодку. Я хочу сейчас с этими рельсами поработать.

- А на воду когда?


- Как раз решаю вопрос с тренером, чтобы поехать в начале апреля в Краснодар или Ростов. Сборы у нас нужно планировать заранее, потому что надо доставить лодку - их ведь возят в прицепах, на специальных машинах. У нас в клубе есть водитель, но сейчас многие собираются на сборы, и машину нужно «поймать». И еще нужно найти человека, который ее там разгрузит, поставит лодку, чтобы ее там не украли. А лодки у нас дорогие...

- Сейчас выбираете между Ростовом и Краснодаром, но надеетесь поехать и в Токио?


- Конечно, хочется, ведь прошлая Олимпиада стала страшным разочарованием. Мы прошли все сборы, на зубах вырвали лицензию, отправились на подготовку в Португалию, жара стояла плюс 45. Краем уха слышали, что что-то неладно, но думали: нас-то это не касается - мы все чистые, чуть ли не каждый день отмечаемся в специальной программе, чтобы допинг-офицеры могли нас найти. И тут нам говорят, что мы не едем...

- А как бы ваша восьмерка могла выступить в Рио?


- Сложно сказать - там все близко было. Первыми мы бы вряд ли стали, но в призы могли попасть. А могли и в финал не попасть! Что сейчас-то говорить - если бы да кабы...

- А на допинг вас часто проверяют? Среди ночи будили?


- Последний раз проверяли, когда я уже была на третьем месяце. Приехали в шесть утра, чайку попили, взяли пробы. Я указала, что беременна, и меня месяца через два исключили из пула тестирования. Я не обязана сама туда вставать, так что теперь мне легче - приехать могут только на соревнования.

- А вообще как сейчас в гребле с разрешенной фармакологией? Принимали тот же мельдоний?


- Мельдоний это давняя история - как только появилась информация, что он будет запрещен, наш врач его сразу снял. В принципе это нормальный препарат, полезный для сердца. Почему его отнесли в разряд допинга - не знаю. Я вообще никаких таблеток не принимаю. Ну, мультивитаминчики пили - когда сильные нагрузки, одной едой потери организма не восполнишь. Белок пили, энергетические коктейли - это все сборная закупает, все проверено. Вообще точно знаю, что допинг не нужен - можно без всего и на Олимпиаду отобраться и успешно там выступать.

- На будущее планы строите? Тренером станете?


- Я уже работала тренером в нашем клубе «Стрела». Очень хорошая профессия, мне нравится. Дети сейчас выступают неплохо, которые у меня начинали. Хотя это уже заслуга других тренеров - я их только набрала, по сути, и начала весло «раскручивать». Но по большому счету я ничего как тренер не понимаю! Нужно учиться, и учиться очень много, практики тренерской нужно очень много. То, что я спортсменка неплохого уровня, - это вообще ничего не значит.

#соревнования #гребля #спорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 031 (6384) от 20.02.2019 под заголовком «Сила есть - весла не надо».


Комментарии