«Семейный клуб» за Поклонной горой

Летом нынешнего года на Нижнем Суздальском озере должна состояться ежегодная Суздальская парусная регата. Уже шестая по счету. Первая прошла в 2011 году, когда решили возродить традицию проведения парусных гонок, которыми славился находившийся когда-то на этом озере Шуваловский яхт-клуб.

«Семейный клуб» за Поклонной горой |  Яхты у здания Шуваловского яхт-клуба на Третьем (Нижнем) озере в Шувалове. 1897 год, фотограф Карл Булла. Из фондов Центрального архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Яхты у здания Шуваловского яхт-клуба на Третьем (Нижнем) озере в Шувалове. 1897 год, фотограф Карл Булла. Из фондов Центрального архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

«Бурлит и волнуется Шуваловское озеро. Ветер дует со скоростью четыре балла, но публика его не замечает. На узенькой ленточке, изображающей берег озера, скопилась густая толпа зрителей. И преобладающий элемент составляют дамы. Среди них много красивых лиц и еще более цветных летних костюмов. Тут представляется случай щегольнуть нарядом на зависть всем прочим. И случай не был упущен».

Нет, это не репортаж с недавних гонок, а фрагмент публикации журнала «Спорт» за июнь 1902 года. В ту пору парусные гонки в яхт-клубе служили любимым зрелищем местных дачников, а особенно дачниц. Благодаря своим водным акваториям Шувалово-Озерки славилось как одно из самых спортивных мест в окрестностях города: кроме Шуваловского яхт-клуба, основанного в 1879 году, на Нижнем Суздальском озере находились парусный кружок, а также гребной клуб «Фортуна». Каждый из них обладал своим флагом, вымпелом, формой, сигнальными пушками, гаванью и клубными помещениями. Яхт-клуб обзавелся и собственной электростанцией. Кроме всего прочего его взял под «августейшее покровительство» великий князь Кирилл Владимирович, поэтому для вступления в ряды клуба требовались солидные рекомендации.

Знаменитый спортсмен будущий олимпийский чемпион по фигурному катанию Николай Панин-Коломенкин рассказывал, что именно на озере в Шувалове в 1890-х годах ему довелось серьезно познакомиться с парусным спортом. «Мой однокашник по гимназии и юсуповский конькобежец-фигурист С. В. Иванов, сын чиновника Министерства земледелия, жил на даче в Шувалове, имел небольшую яхту, состоял членом местного парусного клуба и, следовательно, мог пользоваться и другими судами на Шуваловском озере, – вспоминал Панин-Коломенкин. – Это озеро имело свою особенность: на нем почти отсутствовали сильные воздушные течения. Поэтому многие местные суда применяли огромную площадь парусности. В редкие дни шквальной погоды команды были начеку; несмотря на сравнительно большую устойчивость судов, они кувыркались довольно часто»...

Яхт-клуб располагал тридцатью судами, в том числе и для академической гребли. В дни соревнований на Суздальском озере можно было увидеть парусные и гребные суда не только из Петербурга, но и из Москвы и Финляндии. В свою очередь местные любители участвовали в соревнованиях, устраиваемых столичными яхт-клубами на Неве. С конца 80-х годов XIX века шуваловские яхт-клубисты и сами участвовали в международных соревнованиях. Еще одна несомненная заслуга яхт-клуба в том, что он взял на себя в 1908 году совместно с шуваловско-парголовским отделом Общества спасания на водах организацию первой в России школы плавания.

Мероприятия яхт-клуба стали главным развлечением не только для местных дачников и дачниц. Гости из города тоже с удовольствием посещали устраиваемые здесь детские праздники и танцевальные вечера, а под вечер сюда стекались многочисленные любители карточной игры. Но самую большую известность яхт-клуб получил благодаря проводимым им костюмированным балам-карнавалам.

Именно тяга к светским развлечениям со временем стала пагубно отражаться на спортивном деле. В 1907 году некоторые из руководителей клуба высказались за разрешение в зимний период азартных игр, но это предложение не было поддержано большинством, не пожелавшим превращения яхт-клуба в «игорный притон», которых в ту пору немало развелось в столице. Тем не менее число членов яхт-клуба стало уменьшаться, а деятельность постепенно сворачиваться.

Печальным знаком упадка клуба стала трагедия, произошедшая в начале июля 1909 года, когда яхт-клуб праздновал свой юбилей. Были устроены парусные гонки, на которые кроме петербургских прибыли спортсмены из Риги, Котки, Гельсингфорса (Хельсинки), Таммерфорса (Тампере). С утра над озером дул сильный ветер, к полудню перешедший в порывистый шквал. Несмотря на это, гоночная комиссия яхт-клуба решила начать гонку, владельцы яхт не протестовали, и случилась беда: яхта «Суздалец», не успев отойти и ста саженей от берега, зачерпнула бортом воды и сразу же перевернулась. Ее рулевой утонул – только через полчаса при помощи «кошек» его вытащили из воды...

Гонки немедленно отменили, на клубе приспустили флаг. В Шувалове весь день только и говорили о случившейся беде. Озеро опустело: ни одна яхта не рискнула после этого выйти в плавание, а на следующий год Шуваловский яхт-клуб и вовсе прекратил свое существование. Где точно он находился – не могут с уверенностью сказать даже местные старожилы. Сегодня на Суздальской парусной регате роль яхт-клуба играет местная спасательная станция на Старо-Орловской улице.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 055 (5672) от 31.03.2016.


Комментарии