С шайбой по жизни

Не стало Валентина Быстрова, первого представителя Ленинграда на чемпионате мира и Европы по хоккею.

С шайбой по жизни | 1950-е годы. На льду Валентин Быстров. ФОТО из домашнего архива В. Быстрова

1950-е годы. На льду Валентин Быстров. ФОТО из домашнего архива В. Быстрова

«Победу посвящаем Валентину Александровичу. Таких людей нужно помнить и чтить», - сказал Олег Знарок после воскресного матча с «Сибирью», который начался в Ледовом с минуты молчания по прославленному ветерану. Быстрова, которому было 87, не стало за несколько часов до этой игры. Возраст почтенный, но Валентин Александрович до последнего был в строю. Часто ходил на матчи СКА, посещал мероприятия с участием ветеранов, да и просто не выглядел на свои годы. Возможно, потому, что закалка у него была не только спортивная, но и жизненная. В хоккее он застал героические времена, когда вратари играли без шлемов, в одной лишь шапочке. Причем не за миллионы, как сегодня, а, как говорится, за идею.

Спортом Быстров увлекся еще до войны (в блокаду мальчишкой он пошел работать электриком в автомастерские и помогал ремонтировать грузовики, возившие хлеб по Дороге жизни) на стадионе Института им. П. Ф. Лесгафта, где с утра до вечера в зависимости от времени года гонял в футбол или хоккей. Причем хоккей с мячом. «Шайба» в советский спорт залетела уже после войны, и одним из первых ее на крюк клюшки принял форвард Быстров. Когда на базе старейшего физкультурного института страны была создана команда Спортивного клуба института физкультуры (СКИФ), Быстрова пригласил в нее играющий тренер Владимир Лапин.

Валентин Александрович был скоростным и техничным нападающим с сильным броском, и, после того как ленинградский коллектив в сезоне-1949/50 дебютировал в элите советского хоккея, сменив впоследствии название на «Большевик», Быстрова не раз приглашали в московские клубы. В частности, Аркадий Чернышев звал в «Динамо», но он остался верен родному городу. «Понимаете, Ленинград для меня это нечто сакральное, непередаваемое, - говорил Быстров. - Это сложно описать словами и, возможно, непросто кому-то понять, но я безгранично люблю свой город».

Быстров выступал за «Динамо», только ленинградское, играл за ОДО (Окружной дом офицеров - третье в истории название СКА), в 1955 году перешел в «Авангард», через три года сменивший название на «Кировец». Будучи игроком этого клуба, в 1958 году он стал первым представителем Ленинграда на чемпионате мира и Европы, который в ту пору проводился в рамках одного турнира. Сборная СССР под руководством 40-летнего Анатолия Тарасова стала тогда лучшей командой Старого Света, уступив мировой титул канадцам. С ними Быстров бился и в рамках первого турне сборной СССР по Северной Америке, начав, по сути, прокладывать тропку к легендарной Суперсерии-1972.

В чемпионатах СССР Быстров провел в общей сложности 240 матчей, забросив 104 шайбы (73 - за «Кировец», 29 — за «Динамо», по одной - в «Большевике» и ОДО). А завершив в 32 года карьеру игрока, работал арбитром, преподавал, тренировал, в том числе СКА в качестве помощника Игоря Ромишевского и Бориса Михайлова. «Своей судьбой я доволен, - признавался Быстров не так давно, накануне 70-летия отечественного хоккея, которое он успел застать. - Считаю, перед питерским хоккеем я свое дело сделал».

Прощание с Валентином Быстровым пройдет 18 января. В 10.00 в фойе СК «Юбилейный» состоится гражданская панихида, в 12.00 запланировано отпевание в Князь-Владимирском соборе. Похоронен Валентин Александрович будет на Серафимовском кладбище.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (5869) от 17.01.2017.


Комментарии