Рубль бьет по воротам

За некоторым восстановлением рубля в последние дни с особой надеждой следят в профессиональных спортивных лигах. Ведь при долларе «за шестьдесят» ситуация аховая – многие клубы держатся из последних сил и объявления о банкротстве могут последовать одно за другим. Пока хозяева команд льют горькие слезы, солидная часть общественности злорадствует: ну наконец-то, хватит с них, а то зажрались...

Рубль бьет по воротам | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Радость, однако, вызвана не только завистью, есть в ней и позитивные нотки в виде надежд на будущее. Логика простая: раз чрезмерное богатство тучных лет не принесло нашему профессиональному спорту (прежде всего футболу и баскетболу) ничего хорошего, то, может быть, поможет бедность? Лишившись незаслуженных миллионов, футболисты начнут усерднее работать на тренировках с целью заработать миллионы заслуженные, а клубы вместо подачек от госкомпаний и из госбюджета будут сами искать спонсоров и зарабатывать, бороться за зрителя и свой имидж. Наконец, на место дорогостоящих легионеров придут свои талантливые воспитанники.

Красивая перспектива, не так ли? Только вот надежды эти немного наивны. Трудно играть на перспективу, когда не знаешь, что ждет тебя завтра. Может, санкции весной отменят, а цена на нефть полетит вверх, потянув за собой рубль? Или, наоборот, Центробанк обратно понизит учетную ставку ради поддержки экономики, а вместе с этим снова просядет и наша валюта? Вопросы...

В спорте быстрых перемен к лучшему ждать тем более смысла не имеет, ведь время отдачи здесь очень и очень долгое. Любая планомерная программа подготовки молодежи принесет результат лет через 10 – 15, да и то не факт.

Ведь помимо самой программы и финансовых вложений все упирается в людей, в тренерские кадры, уровень которых оставляет желать лучшего. Традиции не от курса в обменнике возникают.

Да и где взять деньги для работы на перспективу? Смотрите, у ведущих футбольных клубов, где все контракты прописаны в валюте, расходная часть из-за падения рубля выросла примерно в полтора раза, ведь львиная доля расходов — это как раз зарплаты и премии игрокам и тренерам. Доходы при этом исчисляются почти исключительно в рублях, и оснований для заметного роста доходной части вроде бы не имеется. Скорее, наоборот – регионы и госкомпании, не говоря уже о частных спонсорах, в кризисные годы должны оптимизировать расходы, отказываясь в первую очередь от необязательных трат, в списке которых профессиональный спорт стоит на одном из первых мест.

За счет чего покрывать разницу? Казалось бы, самое простое – продать часть дорогостоящих игроков и взять на их место доморощенных ребят из дубля. Но если в баскетболе этим путем еще можно пойти, то в футболе большинство контрактов долгосрочные. При этом зарплаты, как правило, завышенные, а значит, избавиться от такой финансовой обузы не так-то просто – мало кто на Западе готов платить игрокам те же деньги, что в России. Так что распродажи, конечно, будут иметь место, но массовый характер по образцу «Анжи»-2013 вряд ли примут.

А стало быть, клубам придется затягивать пояса и по другим направлениям – экономить на школах, на работе с болельщиками, на развитии. То есть как раз на том, что должно вывести на правильную дорогу бизнеса на спорте. Какие же тогда надежды на лучшее?

Да и шансов на реальную бизнес-модель профессионального спорта в условиях кризиса будет немного. Ведь как живет нормальный клуб типа «Баварии», приносящей прибыль уже лет двадцать? Живет он за счет болельщиков (билеты, атрибутика, трансляции), а также спонсоров (реклама на стадионе и майках игроков плюс те же трансляции). Но в кризис болельщиков на трибунах как минимум не прибавится и платежеспособность их не возрастет, а бизнесменам и вовсе станет не до спорта – самим бы выжить. Тем более что ощутимой выгоды поддержка спорта в нашей стране не приносит.

Получается, в выигрыше опять окажутся те, кто играет по другим, сугубо российским, правилам. Те, кто даже в кризис благодаря связям или положению сохранят доступ к бюджетам регионов и госкорпораций, а может быть, смогут выбить и некую совсем не оправданную «индексацию». Те, у кого получится «нагнуть» бизнес, ради лояльности местных властей вынужденный финансировать ненужные ему клубы. Так что в этом плане оздоровления не предвидится – скорее, будет еще один виток порочного развития, а также общее падение уровня наших лиг.

Есть ли выход? Да, если взять пример с хоккея и ввести внутреннее финансовое регулирование. Континентальная хоккейная лига с ее рублевым потолком зарплат и относительно небольшой долей легионеров вообще взирает на происходящее с тем же хладнокровием, что люди, на все сбережения закупившие минувшей весной валюты. Конечно, в будущем проблемы возникнут и у КХЛ, в новых условиях сохранить некоторых легионеров не получится, уровень турнира немного упадет, но по крайней мере череды банкротств «здесь и сейчас» не предвидится. Лига придерживается разумных базовых принципов, а потому и подошла к кризису в куда более прочном состоянии.

В хоккее, правда, потолок зарплат вводить было проще – клубы играют только в КХЛ и находятся в равных условиях. В футболе и баскетболе существуют еще и еврокубки, так что ограничения в зарплатах означают отток игроков и конец надежд на большие европейские свершения. О «регулярных выходах в полуфинал Лиги чемпионов», на которые так давно рассчитывает зенитовское руководство, уж точно придется забыть.

Но разве это трагедия? Тем более что россыпи триумфов у нас не наблюдается и при больших деньгах. При этом деньги создают и негативный эмоциональный фон. Третье место «Зенита» в группе Лиги чемпионов, к примеру, воспринимается как неудача как раз потому, что бюджет клуба позволяет рассчитывать на большее. При вдвое меньшем благосостоянии уже сам выход в групповой этап будет казаться успехом.

Главное, что нужно сделать руководителям российского футбола и баскетбола, – это расставить правильные приоритеты. Каков основной капитал любого клуба? Это болельщики, зрители, а вовсе не деньги, победы и медали. Прямой связи здесь зачастую нет, что убедительно показывают примеры футбольного и баскетбольного «Зенита». Первый недостатка в средствах не испытывает и добивается серьезных результатов, второй имеет пока что очень скромный бюджет и не ставит серьезных турнирных целей. Между тем футбольный «Зенит» болельщиков теряет, а баскетбольный лидирует в Лиге ВТБ по посещаемости.

Уверен, ограничение зарплат, потеря звезд и снижение результатов в еврокубках к потере посещаемости не приведут. Зато ставка на своих ребят, даже в ущерб результату, зрителям понравится. Еще больше им понравится выравнивание класса команд. Если баскетбольный ЦСКА пару раз не выйдет в «Финал четырех», а «Зенит» пролетит мимо Лиги чемпионов, то никто голову пеплом посыпать не станет. Зато при этом «Зенит» уже не будет забивать восемь голов «Торпедо», а ЦСКА — выигрывать по 20 – 30 очков у середняков лиги.

Можно возразить: зачем тогда ограничивать, если с падением рубля все и так стали беднее? Да, стали, но в том-то и беда, что слишком уж неодинаково. Есть риск, что разрыв только вырастет, а от этого в конечном счете станет плохо всем.

Какой из всего этого вывод? В принципе, ослабление рубля действительно может оздоровить российский профессиональный спорт. Но, во-первых, ослабление плавное и плановое, а не обвальное (сейчас надежды на такую плавность появились). Во-вторых, реагировать на события должны не только отдельные клубы, выживая каждый сам по себе, но и лиги в целом. А вот этого, к сожалению, нет и пока не предвидится..

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (5368) от 24.12.2014.


Комментарии