Поправки к «Формуле»

В самой популярной гоночной серии произошла долгожданная революция. Американская компания Liberty Media, заплатив 8 миллиардов долларов, стала владельцем «Формулы-1» и немедленно отправила в отставку легендарного Берни Экклстоуна, который фактически создал «Большие призы» в их нынешнем виде и бессменно руководил ими на протяжении четырех десятилетий.

Поправки к «Формуле» | Иллюстрация adike/shutterstock.com

Иллюстрация adike/shutterstock.com

Для самих гонок это, конечно, хорошо - никто не вечен, а Берни в последние годы явно потерял чувство времени. «Формула» становилась все более запутанной и непонятной для простого зрителя, вместо зрелищных обгонов и жесткой борьбы все чаще приходилось видеть сомнительные штрафы. До неприличного вырос разрыв между богатыми и бедными командами, причем для последних само участие в чемпионате становилось непосильным в финансовом смысле. Отчасти отсюда растут корни главной проблемы - отсутствия интриги, вот уже три года превосходство «Мерседеса» над остальными командами убивает чемпионат. Наконец, руководство серии проморгало информационную революцию - работа в соцсетях велась, по современным меркам, весьма слабо.

Новая команда с ходу нацелилась на исправление всех этих недостатков, что видно даже из мощного состава руководителей, которые составили целый триумвират. Формально преемником Экклстоуна в роли исполнительного директора стал Чейз Кэри, однако вместо абсолютного диктата мы увидим демократический триумвират. Огромные полномочия получит спортивный директор Росс Браун - в прошлом исключительно успешный руководитель ряда команд. За деньги же будет отвечать коммерческий директор Шон Братчес. «Я с большим уважением отношусь к Экклстоуну, но считаю, что в последние четыре-пять лет «Формулой-1» нужно было руководить иначе, - без ложной дипломатии отметил Кэри. - Берни - индивидуалист, а в современном мире такой подход не работает. Решения принимались не столь эффективно, как должны были. Мы хотим сделать так, чтобы в этом спорте при сохранении его лучших качеств стало больше энергии и задора. «Формуле-1» нужен новый старт, одно из преимуществ в этой ситуации - возможность начать все с нуля».

Кэри также отметил необходимость активного использования цифровых платформ. Здесь наверняка проблем не будет - новый владелец Liberty Media обладает всеми необходимыми компетенциями. И, конечно, исполнительный директор заявил о необходимости сделать соревнования прибыльными для команд и более интересными для зрителей за счет острой конкуренции. Словом, обозначил ровно те цели, которые очевидны любому любителю «Формулы-1».

Ясно, что многие из этих перемен обычные зрители просто не увидят. Им важно, как изменится само зрелище. И здесь ключевая роль, конечно, будет принадлежать Россу Брауну. Свою позицию он обозначил довольно четко: «Я думаю, что наша главная цель - простота гонок. В последние годы я следил за «Формулой-1» как зритель, и даже не всегда понимал, что происходит в гонке. Болельщики хотят видеть реальную борьбу, понимать, что в конкретный момент происходит на трассе».

Вместе с тем Браун отметил, что мгновенных перемен практически не будет: «Решения будут приниматься коллегиально, мы подготовим план, рассчитанный на три - пять лет и постепенно его реализуем. Слишком быстрые перемены могут иметь обратный эффект. При прошлом владельце коммерческих прав решения порой принимались скоропалительно - если возникал кризис, его старались быстро закрыть. Я же хочу, чтобы это был планомерный процесс. Было бы правильно, прежде чем принимать любые решения, узнать мнение болельщиков на этот счет». Получается, изменять «Формулу-1» теперь сможете и вы - например, высказывая свое мнение в соцсетях или опросах. И это тоже веяние времени - обратная связь стала в последние годы еще более важной, чем раньше, - и для спорта, и для бизнеса.

И напоследок о том, как нынешняя революция скажется на России. С одной стороны, повышение привлекательности чемпионата в целом выгодно и «Гран-при» России» в частности - будет больше интереса и больше денег. С другой стороны, нет никакой гарантии, что сочинский этап вообще останется в программе. Ведь одна из претензий к Экклстоуну - это как раз раздутый до невозможности календарь. По всей видимости, его будут сокращать, а за счет кого? За европейскими трассами богатая история, за арабскими шейхами и азиатскими «тиграми» - огромные финансовые возможности. Ясно, что за сохранение «Формулы» у нас придется как минимум серьезно побороться.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (5889) от 14.02.2017.


Комментарии