«Почувствовали свою силу». Вячеслав Зайцев об игре российских волейболистов

Серебряные медали на Олимпиаде в Токио – это максимум для мужской волейбольной сборной России? Как скажутся на игре петербургского «Зенита» серьезные изменения в составе, произошедшие в межсезонье? Ответы на эти вопросы наш корреспондент Василий СИБИРЯКОВ искал вместе с олимпийским чемпионом многолетним капитаном сборной СССР Вячеславом ЗАЙЦЕВЫМ.

«Почувствовали свою силу». Вячеслав Зайцев об игре российских волейболистов | ФОТО Григория ФИЛИППОВА/Спорт-экспресс/ТАСС

ФОТО Григория ФИЛИППОВА/Спорт-экспресс/ТАСС

 Вячеслав Алексеевич, в ваши времена любое место сборной СССР, кроме первого, считалось неудачей. А как сейчас воспринимать серебро Олимпиады российской команды?

–  Дело в том, что перед Олимпиадой стояла задача просто выйти из группы и попасть в призеры. И ее выполнили –  взяли серебряные медали. Получили свои звания, регалии, подарки –  теперь посмотрим, что дальше будет. Впереди чемпионат Европы.

–  Но перед Олимпиадой мало кто мог представить, что сборная России будет биться за золото.

–  Не могу сказать, что итог неожиданный. Просто многие сборные, с которыми наши встречались в «предвариловке», не раскрылись полностью. Меня откровенно удивила Бразилия, команда, которая всегда играла на высочайшем уровне, но, видимо, сказался возраст игроков –  предпенсионный по волейбольным меркам. А россияне после победы над бразильцами, наоборот, почувствовали силу. Считаю, что результат –  более чем достойный. По той игре, которую показали. Вот кто меня сильно поразил, так это французы и аргентинцы, особенно их связующие –  Бризар, выступавший в последнем сезоне в питерском «Зените», и де Чекко. Вот это действительно высочайший уровень –  просто разрывали блок соперника, высочайшее качество передачи, техника, тактика и т. д.

–  У наших отсутствовала стабильность?

–  Какие-то проблески просматривались, но для меня было заметно, что оба наших пасующих не справлялись с задачей, которую обязаны выполнять волейболисты этого амплуа –  они должны быть именно связующими игроками, а не подбрасывающими. Очень много брака в передачах, ошибок в тактическом плане, да и в техническом. Неординарные пасы редко можно было увидеть. Так что, считаю, второе место –  это успех.

–  Тем более что команда достаточно молодая...

–  Да, безусловно. Михайлов провел турнир на высочайшем уровне, в очередной раз доказал, что он лидер не только нашего, но и мирового волейбола. Отыграть на таком уровне Лигу наций и Олимпиаду не каждому дано. А остальные ничего конкретного не показали: очень много брака и эйфории. Праздник после каждого забитого мяча! Все эти обнимашки, поцелуйчики, улыбочки... Кажется, они и сами не ожидали, что займут такое место. Хотя в послеолимпийских интервью уже можно услышать, мол, упустили победу. Но если все проанализировать, то не упустили победу, а завоевали второе место, которого могло и не быть с такой игрой.

 Французы нас дважды обыграли на Олимпиаде. Был ли все-таки шанс остановить их в финале? Ведь удалось уйти с 0:2, и все решилось в тай-брейке.

–  Мы, к сожалению, не умеем бороться с командами, которые демонстрируют великолепную защиту и играют головой, а не только на высоту и силу. У них из десяти поднятых в защите мячей семь или восемь доигрываются железно. Женя Гребенников, еще до Игр перешедший в «Зенит», конечно, продемонстрировал сумасшедшее мастерство как либеро и по праву получил приз лучшего игрока, попал в символическую сборную. И все-таки реальное соотношение сил покажет предстоящий чемпионат Европы.

–  Там, думаете, будет тяжелее?

–  Да. Ведь многие сборные, которые не попали на Олимпиаду, будут доказывать, что случайно не отобрались в Токио, –  и сербы, и словаки, и словенцы. А у нас еще и Михайлов по состоянию здоровья пропускает это первенство. Хотя на этот турнир вообще стоило везти состав полусмешанный –  надо искать новых игроков. А то ведь через год чемпионат мира, и опять вся надежда на Михайлова и других ребят из олимпийской команды?

 Из игроков петербургского «Зенита» кто-то прыгнул выше головы на олимпийском турнире?

–  Считаю, что нет. Очень большой разброс был. То средненькая игра, то моментами тот же Клюка демонстрировал высочайший уровень. Потом проваливался. И ни у Кобзаря, который теперь тоже игрок «Зенита», ни у Яковлева стабильности не замечалось. Яковлев то цеплял все на блоке, то ничего не угадывал, опаздывал, допускал ошибки в атаке. У Кобзаря тоже проблем –  вагон и маленькая тележка. В первую очередь в психологии. Он не справляется со своими эмоциями, и получается все наоборот.

 Можно ли говорить, что у Туомаса Саммелвуо есть какой-то тренерский почерк или он действует от того, как играет его команда?

–  Не знаю, может, ему не хватает словарного запаса? Того русского тяжелого словечка, которое мы иногда можем родить, чтобы встряхнуть, подстегнуть игроков. Да, у Туомаса есть своя картина в голове, он хочет ее видеть на площадке. Плюс у Саммелвуо есть своя европейская специфика работы –  некоторые еще не привыкли к его требованиям. Там же все идет от пола, от защиты, от приема, от страховки, а не от атаки –  будем надеяться, что-то изменится в будущем. Да и игра сборной не создается за два месяца и даже за один год. Посмотрите, сколько Лоран Тилли работал со сборной Франции –  девять лет. И они ничего не выигрывали, только в этом году выстрелили.

 В сборной Франции блестяще выглядел связующий Бризар. Почему же от него отказался «Зенит»?

–  Видимо, у Саммелвуо свои предпочтения. Ему очень нравится Кобзарь. Да все эти разговоры, что в «Зените» надо собирать сильнейших игроков, создавать в Петербурге костяк сборной, не случайны. А Бризар отыграл в Токио действительно великолепно. И как в «Зените» француз играл, мне нравилось, хотя ситуация сложная для него была. Когда в клуб приходит новый связующий, а нападающие там другого класса, скорость, техника, высота все медленнее идет –  ко всему этому трудно привыкать. Смотрите, какие скоростные передачи Бризар делал в сборной. Тому же Нгапету. Но в каждом домике –  свои гномики. Поживем –  увидим, как чемпионат России начнется. Сейчас трудно судить: кто прав, кто виноват.

–  Связующий тандем у «Зенита» будет совсем новый –  Кобзарь и Колодинский.

–  Могу только сказать, что у Кобзаря большие психологические проблемы. Или он не понимает, или не воспринимает, или хочет доказать, что все знает и умеет, –  от этого идут ошибки. А Колодинский как вторая связка –  нормальный, опытный игрок.

–  Словенский новичок доигровщик Урнаут –  хорошее усиление для «Зенита»?

–  Да, это боец, игрок наглый, со своим хитростями. И в атаке, и в доигровке. Усиление приличное. Но как у него в России все сложится –  пока вопрос. С нашей спецификой, переездами, климатическими условиями, часовыми поясами. Это все непредсказуемо. Можно по пальцам пересчитать иностранных звезд, которые здесь раскрылись и показали себя. Большинство приезжают на сезон –  и все, до свидания! Ничего не получается!

 Кубинца Камехо хотели в сборную России привлечь, гражданство дали, но «Зениту» он оказался не нужен.

–  Зря, считаю, отказались. Гражданство российское он все равно ведь получил. Проблема со спортивным возникла. Кубинская федерация, насколько знаю, потребовала какую-то финансовую компенсацию, а наши на это не пошли. Жаль, игрок хороший, со своей техникой.


#волейбол #сборная России #тренер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 154 (6992) от 20.08.2021 под заголовком ««Обыграв бразильцев, почувствовали свою силу»».


Комментарии