Почему так важно заниматься хореографией не только детям, но и взрослым?

Занятия хореографией имеют большое значение для физического развития детей, которые начинают легко и свободно двигаться, приобретают правильную осанку и избавляются от сутулости, попутно улучшается координация движений, сила мышц, развивается дыхательная система и укрепляется сердечно-сосудистая. Однако и профессиональным спортсменам хореография только на пользу, а у студентов Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта это один из основных предметов. Занятия с будущими тренерами и учителями физкультуры на кафедре теории и методики гимнастики проводит хореограф Ольга ФЕДОРОВА, в прошлом артистка балета.

Почему так важно заниматься хореографией не только детям, но и взрослым? | ФОТО Danielle Cerullo on Unsplash

ФОТО Danielle Cerullo on Unsplash

— Довольно крутой у вас, Ольга Степановна, случился в свое время поворот в карьере. Каким образом из «Ленконцерта» попали в Университет Лесгафта?

Федорова_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


— Про такие случаи говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло, хотя все тогда было ужасно. Помните трагический пожар в гос­тинице «Ленинград» 23 февраля 1991 года? В «Ленконцерте» тогда как раз подготовили новую программу для зала этого отеля, но при тушении огня все костюмы, предназначенные для постановки, залили водой, и они пришли в негодность. Настолько расстроилась, что решила завершить карьеру танцовщицы, к чему в принципе уже была готова — имела высшее образование, диплом балетмейстера. Хотя никогда даже не думала, что буду иметь отношение к спорту и физкультуре. Так что можно сказать, второй раз в жизни наш­ла себя на кафедре гимнастики.

— Насколько сложно было найти себя в новом коллективе и в новой роли?

— Не скрою: волновалась, когда пришла на кафедру, вписаться в такой коллектив было непросто. Очень помогла заведующая кафед­рой профессор Терехина. Раиса Николаевна поддерживала меня во многом. Да и штатный преподаватель хореографии был кафедре нужен. До меня приглашали вести занятия на семестр артистов балета Мариинского театра. Я же стала первым постоянным и до сих пор остаюсь в течение трех десятилетий единственным на кафедре преподавателем хореографии. А гимнастика в старейшем спортивном вузе была всегда, Петр Францевич Лесгафт лично разработал комплекс гимнас­тических упражнений по системе «Физическое образование детям». Всех знаменитых профессоров и выпускников кафедры гимнастики перечислить нет никакой возможности. Если позволите, назову лишь три имени, и все станет ясно. Выпускник университета Александр Дитятин — трехкратный олимпийский чемпион по спортивной гимнастике. В художественной гимнастике среди звездной плеяды хочется выделить олимпийскую чемпионку Алину Кабаеву и старшего тренера сборной России профессора кафед­ры Ирину Усманову-Винер.

— В университет на кафедру гимнастики поступают учиться, как я понимаю, уже сложившие­ся спортсмены, причем по разным дисциплинам. Они понимают, что им нужна хореография?

— Все они уже профессионалы в спорте и принципы постановки танца, движений в той или иной степени проходили. И абсолютно все понимают, что им эти знания необходимы. И некоторые девочки чуть ли не плачут, что в свое время у них было мало занятий по хореографии. Понимать это они начинают только сейчас, поступив в университет. Главные дисциплины у нас — спортивная гимнастика, художественная гимнастика и спортивная акробатика. Но есть еще эстетическая гимнас­тика, аэробика, спортивные танцы на паркете.

— С гимнастикой художественной и спортивной, да и с аэробикой, пожалуй, все понятно. А эстетическая гимнастика, танцы на паркете — это еще что такое?

— Эстетическая — та же самая художественная гимнастика, только без предметов. Как вольные упражнения в спортивной гимнастике. Это молодой вид, он недавно отпочковался. По эстетической гимнастике проводятся отдельные соревнования, там тоже выполняют разряды. Танцы на паркете — спортивные бальные танцы, как вид спорта они существуют уже достаточно давно.

— Какого уровня спортсменов принимают в университет?

— Только мастеров спорта или кандидатов в мастера: некоторые продолжают спортивную карьеру, другие уже заканчивают выступать на соревнованиях. Но все они поступают на учебу, чтобы получить диплом педагога-тренера по тому или иному виду спорта. И, значит, должны знать правила и методику преподавания, понимать, как исполнять, отрабатывать тот или иной элемент. И в будущем если не показать его, то хотя бы правильно объяснить, как этот элемент выполняется.

Наша кафедра относится к сложнокоординационным видам спорта. Таким, где координация движений многовекторна: руки работают в одном режиме, ноги — в другом. В художественной гимнастике, например, ноги делают медленный поворот — турлян, а руки в это время ловят предмет. При этом в той же художественной гимнастике абсолютное большинство элементов из классической хореографии. Хотя и под другими названиями: в балете жете-ан-турнан, в спорте — прыжок в шпагате по кругу и так далее. За счет хореографии мы сращиваем спорт с искусством, и это главная задача.

— И с чего начинается освоение спортсменами искусства хореографии?

— С музыкальной грамоты. На первых занятиях объясняю, что такое мелодия, что такое такты, как их надо считать. Это не раз-два, как в армии. В музыке такты отсчитываются по четвертям. Рассказываю, что такое период, музыкальное предложение. Учу их не просто слушать музыку, а слышать ее, понимать мелодию. Во всех сложнокоординационных видах спорта выступают под музыкальное сопровождение.

После того как прошли музграмоту, курс продолжается лекциями о хореографической подготовке в спорте. Упор делается на особенностях использования хореографических элементов в спортивных программах. Любая композиция, с которой выступают спортсмены, особенно в художественной или эстетической гимнастике, в танцах на паркете, основана на классической хореографии. Не народный, не историко-бытовой танец, а именно классический.

Отрабатываются прежде всего элементы, из которых состоит сама композиция, причем 80 процентов этих элементов — из классического танца. Я имею в виду художественную или эстетическую гимнастику. Остальные 20 процентов — из акробатики, различные спортивные приемы.

— Хореография — один из предметов. Больше времени студенты, видимо, проводят со спортивными тренерами?

— Курс хореографии они проходят в первые два-три семестра учебы, получают базовые знания, которые затем используют при отработке спортивных программ. Если у девочки тренер ставит композицию на ковре — турлян арабеск, то она должна знать, что такое арабеск и что такое турлян. В наш университет приезжают поступать абитуриенты со всей страны, и все они должны иметь хореографическую подготовку, но уровень очень разный. Конечно, я сразу вижу — по коленям, по рукам: эта девочка достаточно хорошо подготовлена, а у другой, видимо, занятия по хореографии были раз в неделю, и неизвестно, какого уровня был педагог.

— И что тогда?

— Ошибки у 16‑летней спортсменки исправить уже нереально. Научить ее правильно делать фондю, а это довольно сложный элемент, я уже не смогу, время ушло. Моя задача, чтобы они хорошо выучили хотя бы методику исполнения. Это же будущие тренеры, педагоги, и они должны будут правильно объяснить, как делать данный элемент. Если не показать, то хотя бы, повторюсь, уметь объяснить. Эти все знания им понадобятся, когда они станут тренерами. Если повезет, то будут работать с хореографом. Но такое случается не всегда, и в этом случае надо будет проявить свое знание хореографии.

В спортивных школах хореографией начинают заниматься с 5 – 6 лет. А если ко мне приходит взрослая состоявшаяся спортсменка, то начинать учить ее азам смысла нет, за год-полтора не выучишь то, чему должен был научиться с детства. Хореография в расписании кафед­ры — три раза в неделю в течение года-полутора.

— Проще работать с действующими спортсменами, которые дают результат, или с теми, кто уже заканчивает спортивную карьеру?

— Легче работать с теми, у кого был хороший хореограф. Когда я вижу батман тандю со втянутым коленом и выворотную ступню, с такой девочкой мне очень легко работать. При этом с мастерами спорта заниматься гораздо легче, нежели со спортсменами среднего уровня.

— Мы говорим о сложнокоординационных видах спорта. В художественной гимнастике без хореографической выучки, понятно, не обойтись. Но в акробатике, спортивной гимнастике приемы из хореографии не усложнят работу спортсмену, не запутают его?

— Одна из лекций, которую я читаю в начале курса, посвящена особенностям хореографической подготовки в спорте. Мы говорим о том, что хореограф должен учитывать специфику каждого вида: акробатики, спортивной гимнастики, всех других направлений. Ставятся разные задачи, реализуются различные методики. Безусловно, спортивный гимнаст или «художница» тренируются по разным методикам, и хореографические навыки им прививаются разные.

— А вы ставите перед собой задачу приобщить ваших подопечных не только к спорту, но и к искусству, дать им еще и прививку художественного вкуса?

— На занятиях хореографией невозможно не соприкоснуться с искусством. Спортивный тренер об искусстве не будет говорить, об этом скажет хореограф. Естест­венно, если я рассказываю о хореографии, то касаюсь и балета как высшей формы хореографического искусства. На занятиях по музграмоте подробно говорим о творчестве композиторов. Раньше была возможность — нам давали контрамарки, и я всю группу водила на «Сильфиду», на «Лебединое озеро» в Мариинский театр. А потом они мне писали рефераты на тему «Романтические балеты».

Когда они приходят ко мне первый раз, то многие не знают, кто такие Одетта и Одиллия. Зато потом уже расскажут даже про Ротбарда и Зиг­фрида. Одна из моих девочек, она из Самары, чтобы ближе приобщиться к балету, устроилась на подработку капельдинером в Мариинский театр. И такое приобщение к танцу, хореографии, искусству остается с ними на всю жизнь.

— Практические уроки по хореографии вы даете не только студентам, но и детям. Это будущие студенты Университета Лесгафта?

— Со студентами занятия проходят в первой половине дня, с детьми начиная с 5 – 6 лет — во второй. Это ребята из спортивных школ, колледжей. Когда они подрастут и выполнят норму кандидата в мастера спорта или мастера, то милости просим поступать к нам на кафедру. Но главное, что они уже получат прививку к искусству, к занятиям хореографией, интереса к танцу.

— Как вы оцениваете результаты своей работы?

— По ногам, по рукам. Как они держат пятую позицию в ногах, насколько правильно и выразительно смотрятся руки. Кто из них освоил выполнение, скажем, такого элемента, как батман тандю. Это отведение и приведение натянутой ноги путем скольжения по полу с втянутым коленом. Или батман тандю жете — бросок натянутой ноги на 45 градусов. Могут ли они при выполнении гранд плие подняться так, чтобы сохранить прямую спину, выворотность коленного сустава, чтобы пяточки отрывались от пола в последний момент и в первый момент ставились.

Все это они должны усвоить на практике, каждый элемент пропус­тить через собственные мышцы. Всегда говорю: слушайте свои мышцы. Если вы все делаете правильно, то телу комфортно. Если же есть дискомфорт, то сами мышцы подскажут, на что нужно обратить внимание. Так и оцениваю: если приучила их втягивать колено, научила держать спину, разворачивать стопу — тогда честь мне и хвала.



#хореография #студенты #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (7530) от 26.10.2023 под заголовком «Слушайте свои мышцы».


Комментарии