По стопам Спаллетти

К зимней паузе «Зенит» подошел с противоречивыми результатами. На одной чаше весов солидный отрыв в чемпионате России и поставленная игра, на другой – неудача в Лиге чемпионов, вылет из Кубка России, упавшая посещаемость и первые нелады Андре Виллаш-Боаша с игроками. Есть опасение, что португальский тренер идет по кривой дорожке, протоптанной Лучано Спаллетти.

По стопам Спаллетти |

Поражение в Монако в этом плане выглядит символически. Дело ведь не только в самом факте неудачи и не только в атакующей импотенции питерского коллектива. Все понятно – декабрь не наш месяц, игроки устали, вдобавок столкнулись с действительно классной, превосходно организованной обороной.

Но вот в совокупности со скандалом вокруг Александра Кержакова все это выглядит иначе. Ветерана не включили в заявку и даже не взяли с командой в самолет, что вызвало у него вполне обоснованную обиду. Вдобавок Виллаш-Боаш объяснил это решение глупой шуткой насчет пляжей Ниццы. Намек понятен: Кержаков, дескать, не помочь команде хотел, а понежиться на солнышке. В отношении лучшего бомбардира в истории России, который всегда выкладывался на полную катушку в играх и на тренировках, прозвучало на редкость некрасиво.

Неприятный осадок от этой истории остался бы даже в случае победы. Но команда проиграла, причем прежде всего за счет бессилия в атаке, где на острие, по сути, некого было выпускать. Даже не идеально готовый Кержаков отработать эффективно хотя бы двадцать минут наверняка был способен. Почему-то не использовал португальский наставник и возможности другого своего джокера, способного изменить ход встречи, – Андрея Аршавина. Вообще своевременные замены – мягко говоря, не самое сильное место Виллаш-Боаша. Две ключевые встречи, в Леверкузене и Монако, были проиграны во многом из-за них. И ладно бы не хватило интуиции, ладно бы не угадал – но ведь португалец даже не пытался что-то сделать, спасти матч!

В отношениях же с ветеранами просто беда. Но тут ничего удивительного – та же картина у Андре наблюдалась в «Челси» и «Тоттенхэме», из-за чего португалец там и не задержался надолго. Слов нет, в чисто футбольном плане специалист он очень хороший, но вот с психологией

проблемы имеются, а выводов из прошлых ошибок, как видим, Виллаш-Боаш не сделал. Хотя, быть может, он прав, и от услуг ветеранов действительно пора отказываться? Просто продолжается закономерный процесс смены поколений, и тренер вынужден резать по живому? Не думаю, что это так. Если бы вместо Кержакова с Аршавиным на замену Рондону и Данни выходили 20-летние питерские ребята, вопросов бы не было. Но этого не происходит.

Вместо этого происходит следующее: Кержаков с Аршавиным злятся, Рондон и Данни устают и в решающий момент не могут показать лучшую игру, молодые ребята тем временем закисают на лавке. Зачем, к примеру, возвращали из «Рубина» Павла Могилевца? Чтобы загубить очередной талант?

Отдельная проблема – судьба Мигеля Данни. С одной стороны, ему на доверие Виллаш-Боаша жаловаться не приходится. С другой – контракт с капитаном команды до сих пор не продлен, о чем он уже несколько раз громко высказывался в прессе. Тренер же в этой ситуации занял какую-то непонятную, промежуточную позицию, толком не обозначив: нужен ему по-настоящему Данни или нет. Летом он, кстати, точно так же не поддержал возвращение Романа Широкова и Игоря Денисова, и создается впечатление, что опытные и авторитетные игроки еще довольно молодому наставнику просто не нужны.

Не забудем: собственного опыта игры на профессиональном уровне у него нет, отсюда очень часто не хватает авторитета. В начале тренерской карьеры на Андре и вовсе смотрели, как на мальчишку, что вполне объяснимо – он ведь мальчишкой и был, в 19 лет получив лицензию категории A. Есть подозрение, что столь раннее начало заложило и некоторые комплексы неполноценности, которыми и объясняется нелюбовь к ветеранам.

Все это создает предпосылки для будущих неудач. Но пока что плюсы Виллаш-Боаша эти проблемы с лихвой компенсируют. Он ведь действительно очень сильный профессионал. Халк при нем заиграл намного эффективнее и превратился в куда более командного футболиста, заработали фланги, атакующая игра в целом тоже хороша. Так что пока позиции тренера крепки, и любые конфликты с отдельными игроками руководство клуба наверняка разрешит в пользу тренера.

У руководства клуба между тем свои заботы – сейчас у всех российских команд положение крайне сложное, и с каждым днем оно становится все сложнее. Все зарплаты зафиксированы в валюте, тогда как большинство доходов измеряется в рублях. Понятно, что «Газпром» в состоянии покрыть разницу, но в нынешней экономической ситуации в стране чрезмерные траты на футбол могут вызвать вполне естественные вопросы. Тем более что вопросы эти возникали и раньше, в куда более благополучные годы.

А потом никто не отменял финансовый фэйр-плей, в который теперь вписаться намного сложнее. Напомню, «Зенит» и так стал одним из главных нарушителей этого правила в Европе – более крупный штраф заплатили только ПСЖ и «Манчестер Сити». То есть сумма футбольных расходов клуба (прежде всего зарплаты и трансферы) была существенно выше, чем сумма футбольных доходов (билеты, трансляции, продажа атрибутики, спонсорские контракты за вычетом газпромовских).

Как теперь «Зениту» вписываться в финансовый фэйр-плей – большая загадка. Есть подозрение, что без дальнейшего серьезного сокращения расходов не обойтись. Возможно, именно этим объясняется такая осторожность в переговорах о контракте Мигеля Данни. Платить большие деньги ветерану непросто уже сейчас, а кто нынче скажет, какой валютный курс будет через два года? Как вообще подписывать контракты, как строить долгосрочные планы?

В финансовом смысле нынешний «Зенит» – колосс на глиняных ногах. Изменить ситуацию, причем резко, способен только новый стадион. Но, во-первых, его открытия ждать еще целых полтора года, а это серьезный срок. Во-вторых, стадион нужно будет как-то заполнять, а с этим могут возникнуть проблемы.

Пока опыт новых арен в России приятно удивляет – на фоне общей низкой посещаемости недавно открытые стадионы «Рубина» и «Спартака» радуют полными трибунами. Хочется верить, что в 2016 – 2018 годах на волне футбольной лихорадки в преддверии домашнего мундиаля все будет совсем замечательно, и народ, как в былые времена, повалит на Крестовский остров.

Но есть два «но». Во-первых, в условиях кризиса у этого самого народа будут проблемы – у одних с деньгами, у других со временем. В начале девяностых, к примеру, многим было не до футбола. Во-вторых, посещаемость «Зенита» в последние годы неуклонно идет по нисходящей, что вроде бы вступает в противоречие с неплохой игрой и достойными результатами.

Вывод простой – петербуржцы все меньше чувствуют команду своей, а потому и все меньше на нее ходят. Одно дело болеть на «Петровском» за Малафеева, Денисова, Аршавина и Кержакова и совсем другое – за Гарая, Витселя, Халка и Рондона. Они все тоже ребята неплохие и в футбол играют никак не хуже, но, увы, не наши. И нынешняя опала Кержакова симпатий команде точно не прибавила.

С учетом всех этих обстоятельств руководству «Зенита» пора на время забыть о «регулярных выходах в полуфинал Лиги чемпионов» и задуматься о том, как вернуть зрителей на трибуны. Быть может, пришло время, как выразились когда-то в Махачкале, «сменить вектор развития клуба». Понятно, что только на уровне формулировки – истерическая массовая распродажа в стиле «Анжи» ничего, кроме вреда, не принесет, требуется именно смена вектора, стратегии, а сами перемены могут быть постепенными и незаметными. И объявлять об этой смене, кстати, совсем не обязательно – здесь важны не слова, а дела.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (5363) от 17.12.2014.


Комментарии