По прозвищу Жама. Каким игроком был главный тренер сборной России по хоккею
На этой неделе Федерация хоккея России определилась наконец с теми, кто будет готовить сборную страны к олимпийскому турниру в Пекине. У наставника команды Алексея Жамнова тренерского опыта пока немного, зато игрового ему не занимать. Вспоминаем, каким хоккеистом был новый главный тренер сборной России.
ФОТО Игоря УТКИНА/ТАСС
Свою игровую карьеру центрфорвард Жамнов завершил в январе 2006 года, будучи игроком «Бостона». Вешать коньки на гвоздь в 35 лет пришлось после столкновения на заокеанском льду с соотечественником Евгением Артюхиным из «Тампы-Бэй» – перелом лодыжки, несколько операций и риск остаться инвалидом в случае продолжения карьеры. Благо к тому моменту Алексей уже собрал солидную коллекцию наград, в том числе полный комплект олимпийских медалей. Главную из них, золотую, он добыл в 1992 году со сборной СНГ в Альбервиле. В том сезоне динамовец Жамнов (на снимке) умудрился сыграть за сборные трех стран: на Кубке Канады за СССР, на Олимпиаде – за СНГ, на ЧМ – за Россию.
Его первые и вторые Олимпийские игры разделили шесть сезонов в НХЛ. Жамнов относился к так называемой второй волне российских энхаэловцев. На первой покидали страну Александр Могильный, Сергей Федоров, Вячеслав Фетисов, Игорь Ларионов, Сергей Пряхин. Жамнов уехал после Альбервиля – как и многие его товарищи по той золотой команде.
На драфт НХЛ он попал в 1990 году. Алексею было двадцать, он выступал за первую команду московского «Динамо», привлекался к играм за молодежную сборную, с которой на мировом первенстве стал вторым. Жамнов тогда забросил шесть шайб (больше было только у Романа Оксюты и Павла Буре – по 7), что не могло не обратить на себя внимание заокеанских скаутов. Через восемь лет Жамнов и Буре составят ударную связку сборной России в Нагано – на первой Олимпиаде, куда отпустили энхаэловцев. На групповом этапе Жамнов сотворил шедевр – забросил чехам в падении, лежа на животе. Причем самому Доминику Гашеку! Тот матч россияне выиграли, а вот в финале Гашек не ошибался – 0:1.
«Виннипег», задрафтовавший Жамнова, в те годы считался самой советской командой НХЛ. У владельца клуба были русские корни, ему нравился стиль игры советских хоккеистов, поэтому закупались они пачками. Свою карьеру в НХЛ Жамнов начал в связке с молодым финном Теему Селянне. Объединив техничных европейцев, тренер Джон Паддок добавил к ним американского силовика Кита Ткачака, и на троих они настреляли за сезон 255 очков, 132 из которых на счету Селянне. «Финскую вспышку» признали тогда лучшим новичком лиги, а через два сезона в историю «Джетс» свое имя вписал Жамнов – как первый игрок клуба, забросивший за один матч пять (!) шайб. Повторить подобное из россиян в НХЛ смог через полтора года только форвард «Детройта» Сергей Федоров. Что любопытно, его команда не смогла тем не менее выиграть у «Виннипега» – 7:7.
– «Джетс» играл по «бразильской системе». Нам забрасывали пять, мы в ответ семь, – вспоминал затем Жамнов. – Молодая команда, европейский хоккей. В «Чикаго», где я оказался затем, играли более жестко и дисциплинированно.
Стиль Жамнова сквозь призму современников можно охарактеризовать как микст Павла Дацюка и Никиты Кучерова: вдумчивый, неспешный, нацеленный на созидание, креативный. Болельщики много лет восхищаются фирменным буллитом Дацюка, когда он выманивает вратаря в один угол, а сам на вытянутой руке кладет шайбу в другой. Так вот, Жамнов таким образом «раздел» с десяток вратарей в НХЛ. Просто в ту пору не было «Ютуба», и записей этих хоккейных шедевров сохранилось не так много.
В НХЛ Жамнов провел 13 сезонов. Стал одним из лучших российских бомбардиров лиги – 719 (249+470) очков в 807 матчах, и если бы не частые болячки, набрал бы еще больше. Самый яркий этап карьеры – восемь лет в «Чикаго», где он стал вторым в истории НХЛ российским капитаном команды (первым в «Баффало» был Александр Могильный).
Жамнов, казалось, никогда не торопился на льду, подстраивая матч под свой внешне ленивый ритм. Получалось за счет отменного видения площадки, чтения игры и, конечно, мастерства. Видеть хоккей с разных ракурсов он научился еще в детстве. Во дворе играл вратарем, в «Динамо», воспитанником которого является, выходил в защите, только затем его перевели в нападение.
– Став центральным, я равнялся на Александра Мальцева, Игоря Ларионова, пытался перенять какие-то моменты, – вспоминает Жамнов. – Когда привлекали к команде мастеров «Динамо», за Толей Семеновым особенно наблюдал, центром тройки Яшин – Семенов – Светлов.
Там же, в «Динамо», молодой Жамнов встретил свою будущую жену Елену – дочь знаменитого защитника сборной СССР Валерия Васильева. Вместе они прожили полтора десятка лет, их расставание совпало с возвращением Алексея на родину. Нынешнюю супругу Алексея зовут Валентиной. От каждого брака у него по двое детей: три дочери и сын Алексей.
Что любопытно, работу в России Жамнову предложил в свое время Васильев, входивший в руководящий состав клуба «Витязь». В Подольске и Чехове Жамнов проработал семь лет, затем трудился в «Атланте». Удивительно, но одним из первых новичков клуба при Жамнове стал Артюхин. Тот самый, из-за которого так неожиданно прервалась карьера Алексея.
– В хоккее всякое бывает, – улыбается Жамнов. – Я на Женьку не в обиде. Просто немаленький мальчик так неудачно упал на меня.
Последние восемь лет Жамнов — генеральный менеджер московского «Спартака». Его не раз за это время спрашивали о желании начать тренерскую деятельность, он каждый раз отмахивался: «Не хочу пока», «Не созрел», «Не готов еще»... Видимо, ждал самого топового предложения и... дождался. Теперь он главный тренер сборной России, да еще и в олимпийский сезон.
Жамнов, конечно, накопил определенный тренерский бэкграунд. Неоднократно появлялся на лавке «Спартака», когда у команды не шли дела, в сборной помогал Олегу Знарку, Илье Воробьеву, Алексею Кудашову и немного Валерию Брагину. Рассказывают, кстати, что решение выпустить Никиту Гусева в конце третьего периода олимпийского финала в Пхенчхане – идея Жамнова. Российская команда «горела» 2:3 немцам, еще и удаление получила, но именно обычно не играющий в меньшинстве Гусев тогда сравнял счет за 56 секунд до конца третьего периода, а через десять минут после начала овертайма бросок Кирилла Капризова сделал российскую команду олимпийским чемпионом.
– В команде должен быть рыжий! – радовались тогда хоккеисты. – Жама – фартовый!
Теперь Жамнов главный тренер в российском хоккее. Авось фартанет и в Пекине этой зимой...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (7036) от 22.10.2021 под заголовком «По прозвищу Жама».
Комментарии