Плющенко видел не те прокаты...

Пока Евгений Плющенко взял очередную паузу в выступлениях на профессиональном льду, первым номером сборной России стал другой петербуржец. 21-летний Михаил КОЛЯДА еще недавно был известен исключительно специалистам, а на последнем чемпионате мира в Бостоне стал четвертым. Наш корреспондент встретился с лучшим на сегодня фигуристом-одиночником страны.

Плющенко видел не те прокаты... | ФОТО Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

ФОТО Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

- В прошлом сезоне вас считали «темной лошадкой». Наверное, выступать в таком статусе проще, чем будучи лидером сборной России?

- Пожалуй, да. Стараюсь не думать о высоких ожиданиях публики и специалистов. Но порой нет-нет и закрадется: «Как же так? Ведь теперь все от меня ждут отличных прокатов, высоких результатов». Но такие мысли сразу же отгоняю, поскольку они очень сильно сбивают.

- Тем не менее чувствуете, что прибавили психологически?

- Наверное, действительно стал пожестче. Какая-то закалка появилась.

- Двукратный олимпийский чемпион Евгений Плющенко очень тепло отзывается о вас, но критикует ваши программы. Считает, что Коляда «созрел для более глубоких образов». Как относитесь к таким словам?

- На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет. Что такое серьезный образ? К примеру, у меня достаточно сложная в плане хореографии произвольная программа. И я сейчас чувствую, с точки зрения выразительности, артистизма всем становится понятно - что конкретно выражаю на льду. Возможно, Женя Плющенко видел мои прокаты, когда я еще не набрал форму. Надеюсь, в дальнейшем он изменит свое мнение.

- На чемпионате Европы в январе вы заняли пятое место, на чемпионате мира - и вовсе остановились в шаге от пьедестала почета на четвертом месте. Для многих ваши результаты стали сюрпризом. А для вас?

- Если говорить о занятом месте, то на чемпионате планеты в Бостоне превзошел собственные ожидания. Но именно по результату, а не по качеству катания. Поскольку знал, что готов хорошо. В любом случае благодаря этому турниру удалось получить полезный опыт.

- Кстати, задолго ли до важного старта начинаете настраиваться на прокат?

- Много времени точно не требуется. Ну, может, не за пять минут, но и не за несколько суток. Обычно хватает часа-двух, максимум одного дня.

- В беге или в плавании все очень просто - кто первый, тот и выиграл. Фигурное катание - субъективный вид спорта. Всегда ли ваши ощущения после проката совпадают с оценками арбитров?

- Честно говоря, не всегда. Но тут уж ничего не поделаешь.

- Совсем недавно шли разговоры о кризисе в мужском российском одиночном катании. Сейчас этот кризис преодолен? Или никакого кризиса и не было?

- Наверное, все же был. Удалось ли из него выйти? Со стороны виднее, но очевидно, что не только я, но и остальные российские ребята становятся на мировом уровне более мотивированными и конкурентоспособными.

- До Олимпийских игр в Пхенчхане осталось менее полутора лет. Можно ли назвать участие в них целью № 1?

- Конечно, что скрывать, очень хочется поехать в составе сборной России на Олимпиаду в Корее. Причем не просто поехать, а хорошо там выступить.

- Пока же стартовал предолимпийский сезон. Когда начали непосредственную подготовку к нему?

- Как обычно, в середине июня в Латвии. В мае неделю провел на воинской службе в Краснодаре и Сочи, а по возвращении сразу же занялся учебой. Сначала сдал в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта госэкзамены, затем защитил диплом тренера по фигурному катанию. И сразу отправился на тренировки, отдыха в это межсезонье у меня практически и не было.

- Кстати, работать по специальности планируете? Может, уже пробовали тренировать?

- Да, иногда удается поработать с детьми. И мне, кстати, нравится. Получается вроде неплохо. Так что педагогический талант, наверное, все-таки есть. Но пока, естественно, сосредоточен на собственной спортивной карьере.

- Вы вместе с вашим тренером Валентиной Чеботаревой вносили какие-то изменения в подготовительный процесс?

- Нет, никаких серьезных перемен нет. Как готовились, так и готовимся. Все как обычно.

- После чемпионата мира в Бостоне вы обещали в нынешнем сезоне усложнить программу, включив в нее второй четверной прыжок. Не отказываетесь от своих слов?

- Нет, конечно. Если в короткой программе мы на старте сезона все же решили оставить один четверной, то в произвольной собираюсь прыгать два.

- Вообще в последнее время в мужском фигурном катании «технический прогресс» идет с бешеной скоростью. Казалось бы, еще совсем недавно четверные прыжки считались элементом «ультра-си», сейчас - рутиной. Как считаете, все идет в правильном направлении?

- Мне кажется, становится только интереснее. Очевидно, что конкуренция с каждым годом все растет и растет. Все больше ребят приезжают на соревнования с хорошим набором прыжков. Другое дело, что не все с ним справляются.

- Не страдает ли от такого обилия четверных артистическая составляющая?

- У всех по-разному. Лично я стараюсь держать баланс, постоянно тренирую артистизм. Да-да, именно тренирую - занимаюсь с хореографом, практически как в балете, на балетном станке.

- Но очевидно, что нагрузки на организм фигуристов все увеличиваются, требования к функциональному состоянию повышаются. Не так ли?

- Вы абсолютно правы. Физическая подготовка чрезвычайно важна. Основная наработка идет именно в межсезонье, набираем форму, закладываем фундамент в августе, сентябре и октябре. А по ходу сезона вносим лишь небольшие корректировки.

- Последнее слово при создании программ, выборе музыки остается за вами? Или полностью полагаетесь на мнение тренера?

- Обычно мы вместе это решаем.

- Случается, когда тренер советует, даже настаивает, а вы бракуете - мол, не по душе мне этот образ или данная композиция?

- Понимаете, тренеры меня уже настолько хорошо знают, что сразу понимают - вот это мне подойдет, а это нет. Поэтому даже спорить не приходится, мыслим в одинаковом направлении.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (5827) от 10.11.2016.


Комментарии