Петарда от Луки

Матч Черногория – Россия, в котором наши футболисты уже практически заработали три очка, и сопутствующие ему события дали прекрасную возможность посмотреть на наш футбол и своих болельщиков со стороны – трезвым и непредвзятым взглядом. А петарда, угодившая в голову Игорю Акинфееву, заставила вспомнить ту, что два с небольшим года назад прилетела с зенитовской трибуны в динамовского вратаря Антона Шунина.

Петарда от Луки | Источник: jlsgomel.ru

Источник: jlsgomel.ru

Любопытно, что в обоих случаях наказание грозит не только виновной стороне, но и второму участнику. В ноябре 2012 года «Зенит» вообще предлагал наказать техническим поражением «Динамо», занимаясь откровенным крючкотворством. Теперь вопрос наказания повис в воздухе, ведь УЕФА открыл дисциплинарное дело в отношении как Черногории, так и России.

Впрочем, настоящей интриги не было и тогда, нет и сейчас. Динамовцев наказали одним матчем при пустых трибунах как принимающую сторону, не обеспечившую безопасность участникам матча в полной степени. РФС, скорее всего, отделается штрафом – за недисциплинированное поведение болельщиков, кидавшихся креслами и чем-то еще. В общем, за мелочи, которые на наших трибунах случаются постоянно. Хотя на душе немного тревожно, ведь после беспорядков на матче Чехия – Россия во время Евро-2012 над нами висит условное наказание в виде трех матчей без зрителей.

Черногорию же, как и «Зенит» в 2012 году, ждет техническое поражение со счетом 0:3 и дисквалификация стадиона на несколько игр. Наказание совершенно очевидное, заслуженное и логичное, с ним не собираются спорить даже сами черногорцы.

Кстати, любопытно было бы услышать мнение руководителей «Зенита», которые в ноябре 2012 года называли решение РФС несправедливым, абсурдным и так далее, причем до того обиделись, что по этому случаю собирались заменить российский чемпионат объединенным российско-украинским (УКРОП).

По идее, сейчас они должны встать и громко сказать: поражение черногорцам засчитывать не нужно, это несправедливо. Не должна, дескать, команда страдать из-за одного провокатора, не по-спортивному это. Все должно решаться на поле, а не за его пределами, мы за торжество спортивного принципа, за честный футбол. Ну и так далее.

Но вот почему-то не встают и не говорят. Странно. Вспоминается по этому поводу такая притча. К Ходже (он же Молла) Насреддину пришел его сосед-крестьянин и говорит: «Твой бык забодал мою корову. Что говорит об этом закон? Положено ли мне какое-то возмещение?». Насреддин отвечает: «Ну что ты, какое возмещение! Ведь бык – это всего лишь бессловесная тварь. Как он может отвечать за содеянное?». Тогда хитрый крестьянин уточняет: «Ой, прости, я перепутал. Это мой бык забодал твою корову. Но ведь это все равно, правда?». В ответ Насреддин очень серьезно говорит: «Знаешь, лучше все же посмотреть свод законов. Мне кажется, там найдется наказание и на этот случай!».

Впрочем, некоторая разница в историях с Акинфеевым и Шуниным имеется. Самая очевидная – то, что в матче на стадионе «Динамо» игра тут же была остановлена, тогда как в Черногории продолжилась спустя полчаса, и лишь после ряда новых инцидентов арбитр окончательно отправил команды в раздевалку. При этом решение продолжить матч после травмы Акинфеева многие называют несправедливым, а РФС даже подал на это решение официальный протест.

Понятно, что продолжать игру ввиду такого явного ущерба одной из сторон действительно странно, тем более что сборной России даже не компенсировали замену. Но все-таки своя логика в этом решении имелась, и увидеть ее легко опять же при сравнении с тем матчем «Динамо» – «Зенит». Тогда ведь на полном серьезе обсуждалось, что арбитр мог продолжить встречу, а само решение он принял далеко не сразу.

Обстоятельства же были немного другие: попавшая в голкипера петарда оказалась далеко не первой, зенитовские фаны зажигали по полной. Предыдущие «снаряды» уже падали во вратарской, о чем Шунин даже предупреждал судью. И не было особой надежды, что канонада прекратится. Так что решение остановить матч диктовалось не только травмой вратаря, но и общей обстановкой, соображениями безопасности для остальных игроков. Добавим сюда и в целом скверные отношения зенитовских и динамовских фанатов, а в результате получим единственно возможное решение – остановить матч.

В Черногории все вышло иначе – петарда прилетела на первой минуте и была на тот момент единственной. Тут иной случай, причем такие тонкости учитываются даже в правилах ФИФА. При этом в целом говорить о взрывоопасной ситуации не приходилось – в Черногории отношение к россиянам очень теплое, для многих эта страна стала своеобразным «Новым Крымом» – в те годы, когда сам Крым оставался украинским. Так что была реальная надежда, что произошедшее – просто нелепая случайность.

Была и еще одна причина продолжить матч – виновника очень быстро удалось установить. Правда, сообщения об оперативном аресте впоследствии оказались уткой, но изображения телекамер позволяли стопроцентно идентифицировать этого человека, а на следующий день Лука Лазаревич сам сдался полиции – вероятно, не совсем добровольно, понимая неизбежность ареста. Так или иначе, на него уже заведено уголовное дело, причем срок грозит немалый – до десяти лет.

И вот здесь опять-таки сравнения не в нашу пользу. Автор той брошенной в Шунина петарды так и остался неизвестным и, судя по всему, безнаказанным. При этом «Зенит», отрицая причастность к инциденту собственных фанов, тогда палец о палец не ударил, чтобы помочь полиции. Наконец, искренности и стыда в словах представителей черногорского футбола куда больше, чем мы услышали тогда от руководителей нашего любимого клуба.

Впрочем, за всю эту неискренность и укрывательство виновных «Зенит» сам же и поплатился полтора года спустя, когда те же фанаты сорвали другой матч с «Динамо», уже на «Петровском». И здесь, кстати, снова напрашиваются параллели с черногорской историей, ведь балканская команда также поплатилась за либерализм. Осенью 2012 года на матче Черногория – Польша местные фаны тоже бросали петарды на поле, одна из них даже оглушила польского голкипера, но серьезной травмы не случилось, и поляков при явном их нежелании заставили продолжить матч. Серьезного наказания от ФИФА не последовало, и это, возможно, одна из причин того, что произошло с Акинфеевым.

Ну и напоследок о судьбе пострадавших. С Акинфеевым вроде бы ничего страшного не случилось – ожог шеи и небольшое сотрясение мозга. У Шунина диагноз был чуть похуже – ожог роговиц, век, а также посттравматический отит правого уха со снижением слуха. Но все это не помешало Антону через три месяца вернуться в строй и отыграть в основе «Динамо» остаток сезона.

Только вот затем Шунин выпал из основы, уже второй сезон он прочно сидит на скамейке запасных. И кто знает – только лишь дело в стечении обстоятельств или та история все же подкосила карьеру перспективного голкипера. Ведь помимо собственно физической травмы есть и психологическая. Как сохранять стопроцентную концентрацию, когда подсознательно все время ждешь удара в голову?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 056 (5429) от 01.04.2015.


Комментарии