Пенальти будут в дефиците. На матчах премьер-лиги работали 25 главных арбитров

Шестеро из них — петербуржцы. Правда, нагрузка на них выпала очень разная. Если Кирилл Левников с 13 проведенными играми лидер среди всех судей лиги, то Артему Любимову доверили лишь две встречи.

Пенальти будут в дефиците. На матчах премьер-лиги работали 25 главных арбитров | ФОТО fastfun23 on Shutterstock

ФОТО fastfun23 on Shutterstock

Назначениями арбитров на матчи, как и в целом судейским корпусом в России, уже около полутора лет руководит сербский специалист Милорад Мажич. Миссия по наведению порядка в этой сфере деятельности и уменьшению количества скандалов, связанных с судейством, для которой и был призван в Россию авторитетный рефери (он работал на двух чемпионатах мира и финале Лиги чемпионов 2018 года между «Реалом» и «Ливерпулем»), изначально казалась практически невыполнимой. Хотя Российский футбольный союз и прежде на должность «главного начальника судей» приглашал известных в прошлом иностранных арбитров, чтобы они не имели никаких симпатий и связей в российском футболе, мало что получилось и у итальянца Роберто Розетти, и у венгра Виктора Кашшаи. Вот и у Мажича дела в России складываются немногим лучше, чем у его именитых предшественников.

Еще по ходу прошлого сезона после «молчаливой забастовки» возглавлявшего тогда «Урал» Виктора Гончаренко, который не произнес ни одного слова во время обязательного послематчевого телевизионного флэш-интервью, поскольку не мог сказать ничего хорошего про судей, руководители ряда клубов премьер-лиги открыто высказали недовольство Мажичем. И ситуацией, когда за судейство матчей РПЛ платят клубы, а всеми судейскими вопросами в лиге руководит человек, который принят на работу РФС, и, соответственно, никаких рычагов влияния на его деятельность лига не имеет. При этом зарплата серба, по данным информированных источников, почти вдвое превышает ту, которая была у Кашшаи, а конфликтных ситуаций с приходом серба меньше отнюдь не стало. Как говорилось в одном рекламном ролике: «Если нет разницы, то зачем платить больше?».

Не всем пришлось по душе и то, что Мажич после прихода на свою должность в России начал «застегивать на все пуговицы» пуб­личную деятельность арбитров. Объявление судьями на весь стадион по трансляции решений, принятых после вмешательства системы ВАР, выглядит, конечно, эффектно, но это, скорее, просто красивая упаковка футбола. На практике же при Мажиче был введен запрет на публикацию судейских переговоров по ходу игр, да и самим арбитрам запретили давать какие‑либо комментарии по поводу своей работы. Тогда как отвечающий за их деятельность Милорад Мажич в своих комментариях чаще всего отделывается общими словами. Достаточно привести его недавний ответ на вопрос, почему совершенно одинаковые эпизоды трактуются судьями в России по‑разному. «Не буду отрицать, это действительно имеет место, но мы работаем над тем, чтобы таких ситуаций было как можно меньше. Разница в деталях, но мы должны стремиться к единообразию и делаем это. Это самая тяжелая задача для судейского департамента — причем любой страны, не только России. У арбитров ФИФА и УЕФА есть те же проблемы. Все наши судьи стараются быть последовательными. В России хорошие арбитры, у них есть опыт, качество, понимание футбола, но это не отменяет того, что надо развиваться и дальше», — сказал серб. Наверное, есть и такие, кого подобные гладко причесанные, но полностью лишенные конкретного наполнения формулировки могут удовлетворить, но вряд ли этих людей много. А что‑то более концептуальное за полтора года работы Мажича в России от него приходилось слышать нечасто.

Что касается конкретных методических рекомендаций, то после прихода Мажича много говорилось о том, что одним из требований серба к российским арбитрам было уменьшение количества «легких пенальти» — другими словами, просьба не злоупотреблять назначением 11‑метровых в спорных и пограничных ситуациях. И в этом смысле статистика подтверждает, что сдвиги тут есть. В последний сезон до прихода Мажича в матчах РПЛ были назначены 122 пенальти, а за 18 туров нынешнего чемпионата — лишь 47. То есть по общей динамике количество 11‑метровых в лиге сократилось примерно на треть. Беда лишь в том, что общее количество спорных и скандальных ситуаций в матчах меньше не стало — даже в том, что касается назначения пенальти. Просто в каком‑то смысле сменился вектор — раньше больше конфликтов возникало из‑за назначенных пенальти, теперь по поводу ситуаций, когда судьи воздержались от того, чтобы поставить мяч на «точку».

В итоге же можно констатировать, что, исходя из статистики назначений на матчи, лучше всего адаптировался к требованиям Милорада Мажича петербуржец Кирилл Левников (к слову, не злоупотребляющий назначениями 11‑метровых — лишь три в 13 матчах). Остается узнать, сохранит ли представитель именитой судейской династии, отец которого в свое время занимал нынешнюю должность Мажича, свой статус самого «назначаемого» арбитра России и во второй половине чемпионата России-2024/25.

photo_5224562776687634500_y.jpg


Читайте также:

С голами и с усами. Бывшие зенитовцы успешно играют в европейских футбольных чемпионатах

Футболисты вспомнили про мяч. Сегодня «Ленинградец» начинает свой первый зимний сбор в Турции


#спорт #футбол #арбитр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 8 (7830) от 21.01.2025 под заголовком «Пенальти будут в дефиците».


Комментарии