Орлы и лимоны

В финале Кубка конфедераций-2017 чилийцы играли ярче, лучше, атаковали почти весь матч, превзошли соперника по всем статистическим показателям и... проиграли из-за одной глупой ошибки. Но будем объективны: победа Германии на самом деле стала логичной.

Орлы и лимоны | ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

Вообще без диалектики оценить этот финал невозможно. Возьмем, к примеру, посещаемость: высокой она оказалась или нет? С одной стороны, налицо рекорд турнира и стадиона, да и билеты все, по словам Виталия Мутко, были проданы. С другой - на решающем матче хотелось бы видеть аншлаг, а свободные места оставались в заметном количестве. Если ориентироваться на официальную вместимость (68 тысяч), то до арены не добрались вообще десять тысяч, хотя на самом деле пустых кресел было значительно меньше. Сколько в реальности вмещает в себя стадион в нынешней конфигурации, точно неизвестно, но, судя по всему, тысяч 60 с копейками.

Или вот судейство. С одной стороны, оно было вроде бы объективным, а решения в ключевых ситуациях принимались верные. С другой - стадион на церемонии награждения нещадно освистывал Милорада Мажича. И правильно делал - сербский арбитр во втором тайме потерял контроль над игрой и нещадно ее портил, а неплохую процедуру видеопросмотров превратил черт знает во что. Вместо того чтобы просто советоваться с просмотровой бригадой, он дважды лично бегал через все поле к монитору, разбивая игру на лоскуты. Вдобавок еще и забыл учесть это время в концовке встречи, добавив всего пять минут. А ведь чилийцы в концовке отчаянно атаковали, так что зрители почувствовали себя обокраденными. Как и футболисты из Чили.

Предматчевые расклады тоже были полны противоречий. Победный опыт чилийцев - против юной свежести немцев, игравших в России практически вторым составом. Лишний день отдыха у Чили - но более легкий полуфинал у Германии. Латиноамериканская техника против европейской мощи. Азарт и страсть против спокойствия и холодного расчета. Как там писал Пушкин? «...Стихи и проза, лед и пламень...» И главное, что всю эту непохожесть, борьбу стилей мы увидели на поле. Чилийцы с первых секунд бросились вперед, штурмуя оборонительные редуты немцев. Те в свою очередь спокойно и хладнокровно оборонялись, выжидая моменты для разящих контратак. Судя по всему, это был сознательный выбор: Германия умеет и сама вести игру, на этом Кубке конфедераций она атаковала ярче и мощнее остальных, наколотив 12 мячей в четырех матчах, однако на финал был выбран иной план.

Что ж, план сработал. Чилийцы владели мячом (61% времени), в два с лишним раза превзошли соперника по ударам (20:8) и ударам в створ (8:3), подали множество угловых и создали немало опасных моментов. Но многие ли из них были явно голевыми? Нет. Приходилось ли лучшему игроку матча Марку-Андре Тер Штегену выручать в безнадежных ситуациях? Нет. Вратарь «Барсы» трудился в поте лица, отбил несколько сложных ударов, но это были «дежурные» мячи, ничего сверхъестественного. В тех же редких случаях, когда дело доходило до полноценных голевых эпизодов, у южноамериканцев катастрофически не шли удары. То они вовсе «забывали» пробить, то запускали мяч в небеса - как, например, вышедший на замену Анхело Сагаль, которому в концовке оставалось только попасть в полупустые ворота. «Мы старались контратаковать, у нас были шансы и во втором тайме, но главное было - отстоять нужный счет, - честно признался после матча Йоахим Лев. - Мы чувствовали, что у соперников не получается в завершении, что они не забьют». Между тем сами немцы атаковали редко, да метко - любой их выпад таил в себе немалую угрозу. Тот же гол, при всей его нелепости, оказался во многом логичным. Тимо Вернер обокрал на границе штрафной Марсело Диаса и вывел на пустые ворота Ларса Штиндля. Но ведь эта потеря стала далеко не единственной - немцы постоянно были нацелены на перехват и не раз могли наказать соперника.

Перехлестывающая через край страсть чилийцев смотрелась прекрасно с трибун, но во многом мешала результату, приводя к неточным передачам и нелепым ударам, да и немецким защитникам противостоять такому давлению было проще, чем игровой аритмии, с помощью которой Германию в недавнем прошлом регулярно раскатывали испанцы. «Не считаете, что вместо постоянных атак лучше было действовать хитрее?» - спросил я после матча у Хуана Антонио Пицци, главного тренера сборной Чили. «Это наш футбол, мы так играем, - объяснил наставник в ответ. - Да, многие команды играют по-другому, на контратаках, но мы любим оказывать постоянное давление на соперника, искать счастье впереди, и это часто приносит нам успех. У нас был такой план на игру: выплеснуть на поле всю нашу энергию, без остатка - и вернуться домой выжатыми как лимоны, но с трофеем. Мы выжаты, но трофея у нас нет».

Чилийцы играли на пределе, это было видно - и даже ответный гол вряд ли перевернул бы игру, поскольку молодые немцы сохранили куда больше сил. Этих сил потом хватило и на бурное празднование, и даже на маленький дебош - свежеиспеченные победители почти в полном составе вломились с початыми бутылками на послематчевую пресс-конференцию, хором орали «Мы номер 1 в мире!», облили своего главного тренера, представителя ФИФА и даже нескольких журналистов пивом и шампанским. Лично я с трудом спас ноутбук, а Лев посмотрел на питомцев со смесью снисходительности и одобрения. Как говорил герой одного фильма: «Стрелять не умеют, летать пока тоже не умеют. Но орлы!».

Теперь у тренера сборной Германии новая головная боль - на кого сделать ставку через год. «Мы теперь шутим, кого из старичков обратно возьмем?» - рассказал Лев, но затем пояснил: основной командой остаются те, кто выигрывал три года назад чемпионат мира. «Зато теперь у меня есть выбор», - заметил тренер. Выбор на самом деле непростой. Крупные турниры - время молодых. Очень может быть, что эти новые «орлы» способны выступить на чемпионате мира в России успешнее, чем старая гвардия.

Футбол. Кубок конфедераций.
Финал.

Чили - Германия - 0:1 (0:1)

Гол: Штиндль (20).

Чили: Браво, Исла, Санчес, Видаль, Эрнандес, Варгас (Пуч, 81), Босежур, Медель, Хара, Арангис (Сагаль, 81), Диас (Валенсия, 53).

Германия: Тер Штеген, Мустафи, Хектор, Гинтер, Дракслер, Горецка (Зюле, 90), Вернер (Джан, 79), Штиндль, Рюдигер, Киммих, Руди.

2 июля. Петербург. Стадион «Санкт-Петербург». 57 268 зрителей. Судья Мажич (Сербия).

#Кубок конфедераций-2017 #Германия #Чили

Комментарии