Определена восьмерка участников в турнире претендентов за мировую шахматную корону

После того как экс-чемпион мира по шахматам Магнус Карлсен из Норвегии официально отказался от участия в очередном турнире претендентов, восьмерка участников этого соревнования в нынешнем цикле борьбы за мировую шахматную корону определилась окончательно. Соперниками россиянина Яна Непомнящего в борьбе за право провести титульный матч с действующим чемпионом мира Дин Лиженем из Китая станут американцы Фабиано Каруана и Хикару Накамура, индийские гроссмейстеры Рамешбабу Прагнанадхаа, Видит Гуджрати и Домараджу Гукеш, представляющий Францию Алиреза Фирузджа и Ниджат Абасов из Азербайджана.

Определена восьмерка участников в турнире претендентов за мировую шахматную корону | ФОТО Sergey PETERMAN on Shutterstock

ФОТО Sergey PETERMAN on Shutterstock

При формировании списка претендентов Международной шахматной федерации (ФИДЕ) в очередной раз не удалось избежать скандалов и закулисных историй. В 2020 году проблемы были связаны с отказом Теймура Раджабова приезжать на турнир в Екатеринбург из‑за опасений, связанных с пандемией коронавируса. Азербайджанского гроссмейстера тогда экстренно заменил француз Максим Вашье-Лаграв, но жизнь показала, что прав был именно требовавший отложить соревнование Раджабов — из‑за связанных с пандемией проблем турнир прервали тогда прямо посередине, а азербайджанца, признав его правоту, без всякого отбора допус­тили в претендентское соревнование следующего цикла.

Формирование восьмерки соискателей в 2022 году принесло ФИДЕ еще большие проблемы. По известным причинам от учас­тия в турнире претендентов был отстранен россиянин Сергей Карякин, а его место решили отдать обладателю самого высокого рейтинга в мире. Им был именно Дин Лижень, но китаец не соответствовал требованиям отбора по другому критерию — не имея возможности все из‑за того же коронавируса покидать пределы Китая, он не сыграл за предшествующий год необходимые, по регламенту, тридцать партий. Однако на родине Дин Лиженя быстро среагировали на ситуацию, организовав специально «под него» турнир с участием местных игроков, в котором потенциальный претендент добрал необходимое количество сыгранных партий. Иначе у шахматного мира сейчас был бы какой‑то другой король.

Однако нынешний отбор в претенденты по количеству скандальных ситуаций побил все рекорды. И дело тут вовсе не в демарше Карлсена, который был довольно предсказуем. Если человек настолько заскучал от медленных форматов шахмат, что по доброй воле отказался полтора года назад от классического чемпионского титула, то со стороны ФИДЕ было слишком большим оптимизмом до самого последнего момента надеяться на возвращение «блудного норвежца» в лоно борьбы за корону. Тем не менее именно эти надежды с самого начала заложили в систему отбора свое­образную «мину замедленного действия».

Несмотря на казус с Дин Лиженем в предыдущем цикле, ФИДЕ сохранила одну вакансию в претенденты для игрока с самым высоким рейтингом. Причем не средним (по итогам рейтинг-лис­тов за предыдущие 12 месяцев), как было прежде, а просто на фиксированную дату — 1 января 2024 года. Сделано это было ради Карлсена, чей рейтинг с запасом самый высокий в мире — ФИДЕ таким образом заранее расстилала для норвежца красную ковровую дорожку в турнир претендентов (только соглашайся!). Что, впрочем, оказалось бессмысленным вдвойне. Во-первых, соглашаться тот не собирался, во‑вторых, минувшим летом норвежец выиграл Кубок мира и ­отобрался в претенденты абсолютно по спортивному принципу. Хотя играл там вовсе не ради этого, а просто потому, что ему нравится сама нокаут-система проведения Кубка мира, да и в его богатой коллекции трофеев отсутствовал только этот.

Но так как Карлсен в любом случае участвовать в турнире претендентов не собирался, «рейтинговая» вакансия должна была перейти ко второму по этому показателю игроку планеты на момент новогоднего боя часов. Тут и началось самое веселое. Француз иранского происхождения Алиреза Фирузджа решил пройти в претенденты «дорожкой Дин Лиженя». С количеством партий у него все было нормально, а вот в рейтинге он незадолго, по состоянию на декабрь, чуть‑чуть уступал американцу Уэсли Со, и тогда французская федерация по примеру китайцев специально «под Фирузджу» экстренно организовала турнир в Шартре с учас­тием трех уже весьма немолодых и не слишком видных шахматистов с очень скромным рейтингом. Побед во всех шести партиях этого соревнования Фируздже должно было вполне хватить для того, чтобы обойти в рейтинге Со. И сама экспресс-организация соревнования, и выверенный до балла рейтинговый состав участников, и их статус выглядели настолько искусственными, что ФИДЕ выпус­тила специальный релиз, в котором говорилось, что «будет внимательно следить за ходом турнира и оставляет за собой право не обсчитывать его результаты в рейтинге игроков». Напряженность вокруг скандальной ситуации внезапно снял украинец Сергей Федорчук, который неожиданно для всех смог сделать с Фирузджей ничью и нарушил все заранее составленные арифметические расклады.

Формирование списка претендентов на этом, однако, не завершилось. ФИДЕ, чтобы застраховаться от подобных историй впредь, сразу же ввела задним числом новое правило, в соответствии с которым все соревнования с участием элитных гроссмейстеров с рейтингом выше 2700 (читай — Фирузджи) должны регистрироваться не менее чем за три месяца до старта. Однако лазейка нашлась и тут, так как иранский француз буквально накануне Нового года вписался в рождественский турнир по швейцарской системе в городе Руан, зарегистрированный вполне заблаговременно и соответствовавший всем даже экстренно обновленным правилам. Тут Фируздже уже необходимо было выигрывать все семь партий, причем не у специально подобранных оппонентов, как в прошлый раз, а у соперников, настроенных на реальную борьбу. И он действительно выиграл все семь — в том числе, к слову, у Гаты Камского, воспитанника петербургских шахмат и участника матча за титул чемпиона мира ФИДЕ (в 1996 году он играл этот матч против Анатолия Карпова). Турнир в Руане завершился 29 декабря, и международная федерация скрепя сердце вынуждена была объявить, что именно Алиреза Фирузджа стал обладателем последней вакансии на турнир претендентов 2024 года — он пройдет в Торонто со 2 по 23 апреля.

В целом состав участников этого соревнования выглядит очень колоритно. Там есть и уже довольно давно входящие в мировую элиту Непомнящий, Каруана и Накамура, и два юных вундеркинда из Индии — 17‑летний Гукеш и 18‑летний Прагнанадхаа. Да и Фируздже — тоже всего двадцать, так что в Торонто в каком‑то смысле состоится битва шахматных поколений. Что касается еще одного представителя Индии — Видита, то он вряд ли будет в Канаде на виду, как и Абасов, для которого само попадание в число претендентов стало фантастически редкой удачей.

В ТЕМУ 

Женский претендентский турнир пройдет одновременно с мужским и тоже в Торонто. В нем соперницами россиянок Александры Горячкиной и Катерины Лагно будут китаянки Лей Тенцзе и Тань Чжуньи, представительницы Индии Хампи Конеру и Рамешбабу Вайшали, украинка Анна Музычук и шахматистка из Болгарии Нургюль Салимова.


#шахматы #претенденты #игра

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 (7588) от 24.01.2024 под заголовком «Потайными тропами в претенденты».


Комментарии