Она из тех, кого тянет в пустыню

Мотогонки в России, да и в мире многие считают неженским видом спорта. Особенно если речь идет о многодневных изматывающих марафонах, где представительниц прекрасного пола среди участников действительно можно пересчитать по пальцам. Но какие правила без исключений – россиянка Анастасия Нифонтова, выступающая при поддержке компании Red Bull, является действующей чемпионкой мира по мотогонкам в ралли-рейдах в женском зачете, а также двукратным триумфатором престижного марафона Аfrica Eco Race. С Нифонтовой, участницей внедорожного марафона «Ладога Трофи», побеседовал наш корреспондент.

Она из тех, кого тянет в пустыню |

– В чем главная сложность ралли-рейдов?

– В нехватке опыта. Причем накопить этот опыт быстро никак не получается, он приходит даже не с каждым десятым или сотым пройденным километром, а с каждым тысячным. Требуется научиться читать на большой скорости рельеф, оперативно ориентироваться при высоком темпе в навигационных приборах. Поэтому быстро не адаптироваться, даже если ты не первый год в мотоспорте и добивался значительных успехов в других гонках. Поскольку скорость на кольцевых, стационарных, трассах тут мало что значит, куда важнее справляться с опасностями, неприятностями, уметь ездить по пустыням, песчаным дюнам, уметь «читать» песок – он везде разный, с большим количеством коварных ловушек. Одним словом, в ралли-рейдах надо осваиваться, набираться уму-разуму годами. И только затем, с опытом придут результаты. Кстати, теперь, получив опыт на Аfrica Eco Race и в чемпионате мира, думаю, наконец-то готова к «Дакару».


– Вы выступали в разных видах мотогонок. Получается, искали себе гоночное занятие по душе и наконец нашли?

– Действительно, не понаслышке знаю о мотокроссе – принимала участие в женском Кубке России, где пробилась в призовую тройку. В 2008-м в классе Супермото стала третьей среди парней, в шоссейно-кольцевых гонках в своем единственном старте заняла первое место, опередив и ребят. В общем, вроде показывала неплохие результаты, могла развиваться и прогрессировать в данных дисциплинах. Но постепенно пришла к выводу – не мое! Куда больше нравится долгая дорога в гордом одиночестве. Очень люблю песок, пустыню. Ведь человек, который побывал в пустыне, либо туда никогда больше не поедет, либо, напротив, влюбляется в эти суровые места и хочет возвращаться снова и снова. Я из тех, кого тянет в пустыню.


– В конном спорте, к примеру, женщины не только выступают на равных с мужчинами, но и обыгрывают их в конкуре и выездке. В мотогонках такое возможно?

– В ралли-рейдах конкурировать объективно тяжело из-за сверхнагрузок, мужчины просто выносливее. Но на асфальте, в шоссейно-кольцевых гонках, считаю, шансы сражаться на равных или почти на равных довольно высоки. Здесь «физика» не так важна, зато требуется максимальная точность при выборе траектории. И речь не о теории – даже в России в отдельных гонках на «кольце» девушки порой опережают мужчин в равных условиях.


– Признайтесь, мужчины-соперники во время ралли-рейдов ведут себя по отношению к вам по-джентльменски? Или это не принято?

– На самом деле ралли-рейды – один из самых джентльменских видов спорта. И не только по отношению к женщинам, но и к соперникам-мужчинам. Гигантские расстояния, до помощи порой не добраться – в таких условиях без взаимовыручки никуда. Если гонщик едет и видит, что конкурент стоит или, еще хуже, лежит на обочине, то проехать мимо считается дурным тоном. Практически все обязательно останавливаются и помогают. Даже в правилах указано, что при угрозе здоровью соперника гонщику, оказавшему помощь, судьи затем могут вычесть потраченное время из результата. Но даже если бы таких вычетов не было, уверена, все равно бы помогали. Поскольку все понимают – сегодня ты выручил соперника в трудной ситуации, завтра – выручат тебя.


– Вы часто ездите на гонки, при этом воспитываете двоих детей. Как это сочетается с ралли-марафонами?

– Прекрасно. Безусловно, я бы не смогла достичь высот, не поддерживай меня моя семья. Естественно, мои родители на сто процентов выполняют роли бабушки и дедушки, остаются с детьми, когда я гоняю. Муж параллельно выполняет функции босса команды, начальника, ведает организационными вопросами, может выполнить функции механика, починить мотоцикл, хотя сам не выступает в гонках. Можно сказать, моя семья – моя команда. Детей, кстати, иногда берем на некоторые соревнования с собой.


– Многие мотогонщики в ралли-рейдах с годами перебираются за руль автомобилей, причем весьма успешно. А вы не хотите?

– Не стану скрывать, мысли такие присутствуют. Я вообще человек очень активный. Сейчас, пока имеются силы и возможности, пару лет на мотоцикле погоняю – остались незавершенные дела, в том числе и на «Дакаре». А в будущем думаю пересесть на внедорожник. И еще есть мечта, идея фикс погонять на «КамАЗе» – ребята обещали. Все до Набережных Челнов не доеду, чтобы у них на полигоне покататься на большой машинке.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 099 (5716) от 06.06.2016.


Комментарии