Он бился за СКА

Не стало Николая Маслова. Капитану бронзового СКА-1987 было лишь 57...

Он бился за СКА | ФОТО из архива редакции

ФОТО из архива редакции

Плохо ему стало на льду. На стадионе «Спартак», что на улице Бутлерова, во время тренировки ветеранов хоккея. Прошло минут двадцать, когда Маслов присел на лавку и... больше не поднялся. Такие люди не привыкли жаловаться, терпят до последнего. Николай Евгеньевич терпел, но сердце не выдержало.

В смерти романтики немного, но умереть, занимаясь любимым делом, пожалуй, удел избранных.

К основному составу СКА Маслова стали привлекать в 16 лет. Николай Пучков, наставник ленинградской команды в ту пору, обратил внимание на парня, которого сложно было не заметить: он был сантиметров на тридцать выше сверстников. Вскоре Маслов стал одним из немногих ленинградских воспитанников, призванных под знамена сборной СССР. На юниорском ЧЕ-1978 советская команда с ним в составе стала второй, а через год уже с молодежкой он стал чемпионом мира.

Телекомментатор Андрей Шестаков, который о хоккее знает больше, чем сам хоккей о себе, вспоминает, что среди игроков 1960 года рождения Маслов в ту пору котировался выше Владимира Крутова с Игорем Ларионовым. Ведь помимо техники и катания у ленинградца имелись еще и серьезные габариты, но он остался в родном городе. «Раньше были другие материальные возможности и менталитет хоккеистов, - вспоминал тот период своей карьеры сам Маслов. - Скажу без пафоса, поверьте: мы бились за Ленинград».

В форме СКА Маслов отыграл в общей сложности 13 сезонов, а это более пятисот матчей и более двухсот набранных очков. Обращал на себя внимание яркий игровой почерк хоккеиста. Маслов действовал эффектно - агрессивно, по-спортивному нагло, что порой приводило к заварухам на льду. Правда, по-серьезному драться с ним немногие решались: все-таки 191 см и вес за 90 кг.

В том числе за неуступчивый характер и бойцовские качества 16-й номер СКА был впоследствии выбран капитаном команды, которая в 1987 году выиграла вторые в своей истории медали - «бронзу» чемпионата СССР. «Мы и «серебро» тогда могли взять, но проиграли 2:4 в Москве «Динамо», да нам и не дали бы победить, - рассказывал затем Николай Евгеньевич. - Включился административный ресурс».

Родной клуб Маслов покинул в начале 1990-х, когда в отечественном хоккее стало совсем голодно. Год провел в Югославии в «Олимпии», затем играл за «Ландсхут» в Германии, после вернулся на сезон в СКА, но уже в 1995 году завершил в 35 лет карьеру, отыграв сезон в Швеции за «Мальмбергет».

В послеигровой жизни Маслов не затерялся. Он возглавил городскую детско-юношескую школу «Торнадо», пытался тренировать, став, в частности, в 38 лет на один сезон главным тренером СКА. Но поняв, что это не его, сосредоточился на работе с детьми. Маслов стал директором ДЮСШОР (в простонародье - ХК «Питер»), был вице-президентом федерации хоккея Санкт-Петербурга, вел оперативное управление стадиона «Спартак», где и остановилось его сердце...

Оказывается, две недели назад бывший капитан СКА перенес микроинфаркт, о котором даже не подозревал. После такого был необходим продолжительный постельный режим, какой уж тут хоккей...

Вопрос прохождения глубокого медицинского обследования всех выходящих на лед ветеранов широко поднимался после недавней смерти при схожих обстоятельствах другого бывшего хоккеиста Сергея Гимаева. Но вместе с эмоциями улеглись и разумные инициативы - как водится, до следующего несчастья...

Похоронен бывший капитан СКА будет в пятницу в Пушкине, на Казанском кладбище. Гражданская панихида начнется в «Юбилейном» в 10.00.

#Николай Маслов #память

Комментарии