Он придумал ЦСКА. Олегу Белаковскому исполнилось бы 100 лет

Знаменитому спортивному врачу Олегу Белаковскому на прошлой неделе исполнилось бы 100 лет. По случаю юбилея в петербургском отделении ТАСС прошла пресс-конференция, в ходе которой, в частности, двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Фетисов рассказал, как этот доктор спас его от паралича.

Он придумал ЦСКА. Олегу Белаковскому исполнилось бы 100 лет | Фото Игоря Уткина/ТАСС

Фото Игоря Уткина/ТАСС

Олег Белаковский – личность для советского спорта легендарная. От него зависело здоровье всех игроков сборных СССР по хоккею и футболу. Многие по сей день с благодарностью вспоминают, как Олег Маркович даровал им вторую спортивную жизнь после тяжелейших травм.

С одного из первых своих чемпионатов мира я вернулся почти парализованным, получив серьезную травму спины, – вспомнил историю почти полувековой давности Вячеслав Фетисов. – Олег Маркович в безнадежной ситуации поставил меня на ноги. Врачи госпиталя им. Бурденко сомневались даже в том, что я буду ходить. Речь шла об операции, но Олег Маркович понимал, что она поставит крест на карьере молодого хоккеиста, и нашел другое решение. Каждый вечер ко мне в палату приходил его друг Яков Михайлович Коц, специализировавшийся на так называемых нетрадиционных видах лечения. И уже через месяц я вышел на лед. Я бесконечно уважаю Олега Марковича, для меня он как второй отец. Он не только великолепно знал свой предмет, знал психологию, но и погружался в проблематику вопроса, в последствия того или иного решения.

Белаковский родился на Украине в семье сельского врача, которая в 1937-м переехала в Сестрорецк, где Олег стал играть в хоккей и футбол. Благодаря чему познакомился со Всеволодом Бобровым, начинавшим свой славный спортивный путь в этом же городке под Ленинградом. Они стали друзьями на всю жизнь, и во многом благодаря этому знакомству Белаковский попал в мир спортивной медицины. Это Бобров добился того, что служившего после войны на Дальнем Востоке майора медицинской службы Белаковского перевели в Москву. А уже после знакомства с Василием Сталиным он стал врачом футбольной команды ВВС.

Отец часто говорил, что армия и десантные войска сделали из него человека, – рассказывает Марк Белаковский, сын прославленного доктора, продолживший дело отца: он тоже врач, только работает не со спортсменами, а с космонавтами. – Будучи круглым отличником, в 1939 году он без экзаменов поступил в Военно-медицинскую академию им. Кирова в Ленинграде. Отец считал себя везунчиком: он прыгал с парашютом, воевал в десантных войсках, был ранен, но остался жив и 23-летним пацаном праздновал Победу 12 мая 1945 года в Чехословакии. У него есть медаль за оборону Ленинграда. И подвиги на спортивной площадке папа часто сравнивал с военным героизмом.

Кстати, именно Белаковскому спортивное общество ЦСКА обязано своим именем. «В 1957 году ЦДСА переименовали в ЦСК МО, но такая аббревиатура никому не нравилась, – писал в книге своих воспоминаний Олег Маркович. – Когда в клуб приехал генерал Ревенко, мы стали думать над новым названием. Колебались между «Красной Звездой», «Звездой» и возвратом к ЦДСА. Я предложил: «Давайте просто – Центральный спортивный клуб армии». Ревенко передал министру, тот утвердил...».

На благо отечественного спорта Белаковский работал четыре десятка лет, пока в звании полковника медицинской службы не ушел в отставку по возрасту. За эти годы хоккейная сборная дважды выиграла Олимпийские игры (1972 и 1976 гг.) и пять раз чемпионаты мира. Олимпийское золото футбольной сборной в 1956 году тоже было добыто при непосредственном участии Олега Марковича. В ЦСКА и в сборных СССР менялись наставники, он работал с Аркадием Чернышовым, Константином Бесковым, Анатолием Тарасовым, Гавриилом Качалиным и многими другими яркими тренерами, однако позиция Белаковского не подвергалась сомнению, потому что каждому в команде нужен хороший врач.

Именно Белаковский ввел в практику медицинского обеспечения армейских спортсменов комплексный подход к восстановлению, разработал множество методик подготовки медицинского персонала для команд. Это благодаря ему в СССР зарождалась спортивная медицина. «Спорт – не физкультура. Здесь запредельные физические нагрузки и невероятные психологические стрессы, – делился как-то в интервью Белаковский. – Спортивный век краток и сверхинтенсивен. И после того как спортсмен завершит карьеру, он должен остаться полноценным членом общества. Поэтому задача настоящего спортивного врача – учитывать все это в комплексе. Без врачебного контроля спорт невозможен!»

Олег Маркович стал создателем понятия «спортивная медицина», – продолжает Фетисов. – К сожалению, оно уходит из нашего обихода. Мы много чего натворили, угробив ее полностью. Когда в 1989 году я приехал в НХЛ, там такого понятия, как «спортивный врач», тоже не было. Вот насколько Олег Маркович опередил время! При всей своей монументальности он оставался очень внимательным человеком. Жил интересами людей, знал по именам не только спортсменов, но и членов их семей, вплоть до бабушек/дедушек. Хотелось бы, чтобы нынешний юбилей стал поводом увековечить память этого великого человека.

Пока же в Военно-медицинском музее Петербурга открылась выставка, посвященная Олегу Белаковскому. Посетив экспозицию, можно убедиться в том, насколько сильна взаимосвязь практической медицины и спортивных результатов.


#медицина #спорт #люди

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (7008) от 13.09.2021 под заголовком «Он придумал ЦСКА».


Комментарии