Олимпийский чемпион Владимир Дорохов: Сейчас умеют только «стукать» по мячу!

Были времена, далекие теперь уже, когда сборная СССР по волейболу громила всех и вся. Наибольшее количество титулов, завоеванных нашей командой на международных аренах, приходится на конец 1970-х – начало 1980-х годов. За нее неизменно выступал игрок ленинградского «Автомобилиста» Владимир ДОРОХОВ, с которым беседует наш корреспондент Александр ИВАНОВ.

Олимпийский чемпион Владимир Дорохов: Сейчас умеют только  «стукать» по мячу! | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

– Чем сейчас занимается выдающийся волейболист и олимпийский чемпион?

дорохов.JPG

– Пытались вместе с одноклубником Александром Ермиловым работать в питерском волейболе, но нас в него не пускают. Я не говорю про команду мастеров – волейбол уже другой, и поезд ушел. Мы с молодежью заниматься хотели, готовить тренеров – в городе нет школы тренеров. А ехать никуда не хочется, хотя и приглашают. Так что мы сейчас обыкновенные пенсионеры.

– Но ведь тренеры в городе всегда были, и выдающиеся в том числе...

– Именно что были. Но это сложный и долгий разговор, надо копаться в причинах разрухи волейбола в Питере. Это неприятно, но так и есть. Почему сейчас в «Зените» только один петербургский игрок? А главный тренер в главной городской команде и в сборной России – финн. Я в свое время ездил в Финляндию учить финнов играть в волейбол, а сейчас их тренер учит нас играть... Смешно!

– Вячеслав Платонов тоже в свое время тренировал финнов...

– Да, он начал там работать через два года после меня, мы были в разных командах: я – в «Тампере», он — в «Лойме» из Райсио, это под Турку. Так что мы с ним были соперниками.

– И кто выигрывал?

– Платонов. Он тогда поставил жесткие условия по комплектованию своей команды. И те ребята, которые к нему не попали, играли у меня в составе. Но эта конкуренция продолжалась недолго: я уехал в 1991-м, а он еще оставался тренировать.

– Кто для вас Платонов, если ко ротко? Или коротко невозможно?

– Совсем коротко не получится. В 1974 году я приехал в Ленинград по приглашению Вячеслава Алексеевича. Ехал именно к нему. Считал, да и сейчас считаю, что он был лучшим тренером. И затем на протяжении одиннадцати лет мы с ним сотрудничали очень плодотворно. О том, что случилось в конце его карьеры, не мне судить. Но он тоже виноват в том, что сейчас у нас в городе нет волейбола. Это я могу сказать на любом уровне.

– Вспомним те одиннадцать лет. «Автомобилист» – вечно второй. Только один титул. Почему никак не одолеть было ЦСКА?

– Потому что ЦСКА это Советский Союз, это армия, это Москва. Я ведь тоже попал в Ленинград из ЦСКА, сбежав оттуда. Просто армия не мое, я был вольным человеком, все-таки из Грузии родом.

– Грузия в плане спорта прежде всего ассоциируется с футболом, никак не с волейболом...

– Все получилось почти случайно. Родители два раза в неделю занимались в группе здоровья. Мама, между прочим, до сих пор жива, ей 91 год, но теперь она уже не в Сухуми, старший брат ее к себе в Москву перевез. Так вот в этой группе здоровья они и в волейбол чисто по-любительски играли. Как-то раз родители взяли нас с братом с собой, просто посмотреть. Тренер увидел высоких ребят и пригласил в спортшколу. Это был, между прочим, Роберт Диленян, в будущем заслуженный тренер СССР. Брат через год бросил, а мне понравилось. Так и пошло. Первым серьезным шагом стал переезд на два года в Тбилиси, оттуда ме ня пригласили в ЦСКА, но в сборную СССР попал уже из Ленинграда.

– Почему в ЦСКА не задержались?

– Армейская муштра была не по мне. И в первую очередь я именно от этого сбежал. В ЦСКА при любом удобном случае грозились отправить «к белым медведям» – армия же. Из армейского клуба меня не хотели отпускать, и я ушел со скандалом. И очень большой неожиданностью был вызов в сборную в 1975 году уже из «Автомобилиста».

– Ваше высшее волейбольное достижение – победа на Московской олимпиаде в 1980 году. Как вы ее вспоминаете?

– Через сорок лет трудно вспоминать. Но Олимпиада – это Олимпиада. Это вершина, выше которой не бывает. И, конечно, к ней мы стремились. Победа снилась, бредили ею. И отдавали все силы. Догадывались, что в связи с возрастом больше шансов может и не быть. Тем более что один шанс уже упустили, проиграв в финале предыдущей Олимпиады в Монреале полякам. Причем мы были сильнее, а проиграли психологически. И теперь нельзя было допустить ни одной ошибки.

– Что за титул у вас такой – «Мистер волейбол»?

– Были в свое время такие конкурсы в моде. Меня на Кубке мира в Японии выбрали – так проголосовали болельщики и специалисты. Я вообще почему-то именно в Японии пользовался особой популярностью. Там у меня даже персональные фан-клубы имелись. Уж не знаю, остались ли, давно в Японии не был. Но тогда фанаты оттуда даже в Ленинград приезжали за меня поболеть, интересовались моей жизнью. В Италии меня тоже любили. Поскольку моя фамилия Дорохов, а «oro» – по-итальянски «золото». Им это очень нравилось.

– Сейчас на волейбол ходите, следите за нашими командами?

– Хожу, когда приглашают. С на ми не больно любят общаться. Мне кажется, нас ревнуют к нашим успехам, мы как бы затеняем нынешнюю волейбольную деятельность.

– Каков сейчас уровень российского чемпионата?

– Больно много у нас в чемпионате легионеров. И еще они мигрируют из команды в команду. В последнее время неплохо смотрятся сибирские команды. Там неплохие школы появляются, успешно работают. Плюс «нефть-газ-алюминий» и все осталь ное. Деньги решают очень многое, но не все. У нас в Питере создали искусственную команду. Собрали, как я знаю из кулуаров, волевым решением. Мне это очень не нравится. Я многого не понимаю в сегодняшнем волейболе, прежде всего его внутреннюю кухню. Да и не хочу понимать.

– А что скажете по поводу сборной России?

– Нормально ребята играют, им бы еще тренера нашего. Хоть финн и играл у нас долго и по-русски говорит, но иностранец есть иностранец. На мой взгляд, тренер должен быть наш. Это и контакт с игроками, и менталитет. Но главная беда сегодня в том, что школы у волейболистов нет. Иной раз смотришь на них и морщишься. Они умеют, как я люблю говорить, «стукать» по мячу. Здоровенные крепкие ребята сильно бьют, а мысли и техники маловато. Впереди еще игра получается, а сзади – ноль. А это вопрос к школе, которой нет. Молодежь плохо готовят. Учат только нападению. Да это везде так – тенденция мировая. В Европе еще прокатывает, а с американцами и бразильцами не всегда.

– То есть не хватает некоего универсализма, какой был в ваше время?

– Можно и так сказать, если коротко. Сейчас отбирают только тех, кто выше прыгает, сильнее бьет. А как принимают, как блок ставят, как в защите играют – уже неважно.

– А ведь это пробелы еще начальной стадии обучения?

– Вот именно. Плохо работают и детские тренеры, и молодежные. Я бы сказал, недорабатывают. Но везде свои причины. Нужно выдавать результат на-гора, добывать медали. Быстрее подготовить человека, чтобы он шагнул на следующую ступень, в следующую команду. И это все, конечно, сказывается. Когда мы играли, весь мир смотрел на нас и учился. А сейчас мы смотрим с восторгом на других. Обидно...

НАША СПРАВКА

Владимир Дорохов

Родился 18 февраля 1954 г. в Сухуми. Волейболист, заслуженный мастер спорта СССР. Выступал за команды «Буревестник», Тбилиси (1971 – 1972), ЦСКА (1972 – 1974), «Автомобилист», Ленинград (1974 – 1986), финские «Тампере» и «Лойма» (1986 – 1991). Игрок сборной СССР (1975 – 1982). Олимпийский чемпион (1980), серебряный призер Олимпийских игр (1976), двукратный чемпион мира (1978 и 1982), двукратный обладатель Кубка мира, четырехкратный чемпион Европы.

#волейбол #спорт #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (6780) от 08.10.2020 под заголовком «Сейчас умеют только «стукать» по мячу!».


Комментарии