Олимпиада под угрозой

До начала Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро остается чуть больше месяца (старт 5 августа), но оценить олимпийские расклады до сих пор невозможно. Под большим вопросом участие в Играх наших легкоатлетов, возникли проблемы и с тяжелой атлетикой, до сих пор не исключено и отстранение России в целом. Однако проблемы есть не только у нас, но и у Олимпиады.

 Олимпиада под угрозой |

Вот, например, последние новости. Работа антидопинговой лаборатории в Рио-де-Жанейро приостановлена из-за «процедурных ошибок». Если проблемы устранить не удастся, все пробы будут отправляться в Швейцарию, однако проведению самих Игр это не угрожает. А вот финансовое положение штата ставит под угрозу если не само проведение Олимпиады, то уж ее качество точно. В середине июня в Рио-де-Жанейро был объявлен режим чрезвычайной финансовой ситуации – город все еще ждет от властей страны 2,9 млн реалов (849 млн долларов) на улучшение инфраструктуры и обеспечение безопасности. Существуют серьезные опасения по поводу того, насколько защищенными будут себя чувствовать люди в городе, где не обеспечена безопасность. Причем главной угрозой станет не традиционно высокая в Бразилии преступность и не международный терроризм, а свирепый вирус Зика. В последние дни регулярно поступают новости об отказе от участия в Играх – причем в качестве причины спортсмены называют именно опасность заразиться. «Печально то, что спортсмены пропускают Олимпиаду, – говорит американская теннисистка Серена Уильямс. – Но в то же время я понимаю их мотивацию. Частично я с ними согласна, поэтому очень много думаю о том, как нужно себя защищать, как организовать профилактику, как привлечь внимание к проблеме».

У российских спортсменов проблема обратная – они как раз хотят в Бразилию, к далеким берегам, невзирая ни на какие вирусы. Только вот не всех пускают. Всероссийская федерация легкой атлетики уже за бортом, «подвисли» и штангисты. Международная федерация тяжелой атлетики (IWF) приняла постановление, что в случае трех или более положительных допинг-проб с Игр-2008 и -2012 после перепроверки соответствующую федерацию страны могут дисквалифицировать. У нас три такие пробы к концу июня набрались, третьим оказался серебряный медалист Лондона-2012 Апти Аухадов. Впрочем, решение до сих пор не принято.

Пока штангисты ждут, легкоатлеты решают свои вопросы в коллективно-индивидуальном порядке. Они подают заявления в Международную федерацию легкой атлетики (IAAF) с просьбой разрешить им выступить на Играх, а тем временем Олимпийский комитет России (ОКР) подал иск к IAAF в спортивный арбитражный суд. «Требования иска ОКР – смягчение критериев по допуску до Олимпийских игр. Хотим, чтобы выступить на соревнованиях могли не только те, кто тренируется за рубежом. Еще мы хотим, чтобы учитывалось, что последние полгода мы используем зарубежную систему антидопингового контроля», – рассказал генеральный секретарь Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Михаил Бутов.

Что до заявок в IAAF, то, по словам Бутова, их подают все легкоатлеты, претендующие на участие в Играх. Однако при этом не все делают это быстро – ко вторнику успели всего около десяти человек. «Мы получили несколько заявок от российских легкоатлетов, и специальный совет IAAF рассматривает их. Он соберется в конце этой недели, чтобы обсудить и принять решение», – подтвердили в IAAF. Но в любом случае кубертеновский принцип «Главное участие, а не победа» для России сейчас актуален как никогда. Уже понятно, что Олимпиада станет для наших спортсменов тяжелейшим испытанием, причем о высоком месте в общем зачете не приходится и мечтать.

Собственно, наши олимпийские результаты и без того неуклонно снижались (домашние Сочи-2014 не в счет, там все-таки очень помогли родные стены, а также натурализованные спортсмены и огромное количество иностранных тренеров). В целом российский спорт не прогрессирует – это факт. В Пекине-2008 Россия была третьей в общем зачете, в Лондоне-2012 четвертой, и это еще до перепроверок и дисквалификаций, которые наши результаты сильно ухудшили.

В Рио-2016 против нас работает чужой континент (акклиматизация всегда ухудшает результаты), неопределенность с подготовкой и допуском, а также негативная обстановка вокруг сборной. Понятно, что и проверять россиян будут чаще, чем других, и победы их воспринимать скептически, и болеть будут большей частью против. Словом, трудно будет. К тому же в легкой и тяжелой атлетике, независимо от допуска, команда у нас в любом случае будет обескровлена, и зацепить получится разве что отдельные медали. «Золото» Елены Исинбаевой, впрочем, могло бы скрасить даже провальную Олимпиаду.

Вместе с тем во многих видах допинговая истерия нас коснуться не должна. Синхронное плавание, художественная гимнастика – здесь мы по-прежнему короли, а точнее, королевы. Спортивная гимнастика, фехтование, стрельба – здесь медали тоже наверняка будут, причем медали чистые. Вообще с учетом наших провалов на антидопинговой ниве Министерству спорта давно пора бы бросить львиную долю ресурсов как раз на чистые, технические виды...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (5734) от 01.07.2016.


Комментарии