Никто не хочет защищаться

После 19-го места, которое заняла сборная России по гандболу на чемпионате мира в Катаре, ее наставники Олег Кулешов и Александр Рыманов ушли в отставку, а в понедельник стало известно, что главным тренером назначен олимпийский чемпион Дмитрий ТОРГОВАНОВ, возглавляющий петербургский клуб «Университет Лесгафта – Нева». Наш корреспондент беседовал с ним на прошлой неделе, но речь о возможном назначении, естественно, шла.

Никто не хочет защищаться |

– Дмитрий Николаевич, только и разговоров, что Торгованов может возглавить сборную России. Вы готовы?

– Пока конкретных предложений я не получал, мне звонили два человека из федерации, поговорили, я сказал, что готов, но у меня есть клуб, который покидать не собираюсь, потому что имею определенные обязательства. Самое сложное, что сейчас идет отборочный цикл к чемпионату Европы, уже в апреле играть отложенный матч с украинцами, затем встреча с Венгрией. Сейчас самое главное — попытаться зацепиться за возможность выступить на Олимпийских играх, она мала, но существует, и за ее реализацию надо биться. А ведь после 19-го места на чемпионате мира некоторые игроки могут впасть в апатию и откажутся играть за сборную.


– Какой вы видите сборную, если ее все-таки возглавите?

– Сборную, безусловно, нужно обновлять, приглашать новых людей, что-то в ней менять. В то же время я отлично понимаю – не все из тех, кто придет, станут сразу же соответствовать уровню национальной команды, какое-то время новичкам придется притираться. В свое время Владимир Максимов собрал всех лучших в «Чеховских медведях», они играли против сильных соперников в разных турнирах на уровне клубов и сборных и, естественно, развивались. Но надо понимать, что в чемпионате России сейчас нет такого количества игроков, способных безболезненно влиться в главную команду страны. Вторая сложность связана с мотивацией для опытных гандболистов. Как я уже говорил, после таких неудач наступает опустошение, и новому тренеру нужно сильно постараться, чтобы снова заинтересовать игроков сборной. Я же не могу прийти и заявить: «Ребята, мы будем сразу бороться за звание чемпионов мира!». Мне никто не поверит и правильно сделает, ведь это нереальная задача.


– А как вы можете объяснить столь неудачное выступление сборной в Катаре?

– Итоговое 19-е место не совсем соответствует тому, как сборная начинала чемпионат, проиграв в один мяч в первых двух встречах немцам и полякам. Было бы очень интересно узнать, как все сложилось, если бы наши выиграли в один мяч те встречи... Если же оценивать саму игру, то из положительного могу отметить, что мы совсем не плохо действовали в атаке, но защита была далеко не на уровне. Вообще это вполне естественное отражение того, что сейчас происходит в российском гандболе. Все любят атаковать, начиная с детских команд, а защищаться не умеют и, как правило, не хотят. Конечно, на уровне чемпионата мира обвинять кого-то в нежелании не приходится, но у нас просто не хватает хороших защитников. Универсалы же, и атакующие, и играющие в обороне, вообще редкость. Я еще до старта мирового чемпионата говорил, что, если мы не будем хорошо обороняться, придется очень тяжело. Защита в современном гандболе становится все более определяющим фактором. За счет атакующих действий можно вытащить одну игру, но системно команды строятся от защитных построений.


– Сборная России заметно отличается от остальных российских национальных команд тем, что наполовину ее состав состоит из легионеров, гандболистов, выступающих за иностранные клубы. Это плюс или, наоборот, мешает взаимодействиям?

– Начнем с того, что костяк команды составляли игроки, выступавшие или на данный момент выступающие за «Чеховских медведей», так что друг друга они знают весьма неплохо и взаимопонимание на площадке

должно быть. Когда игроки уезжают в сильные чемпионаты, то это идет, конечно, им на пользу. Могу говорить об этом как человек, отыгравший 13 лет в немецкой бундеслиге. Другое дело, что надо еще заслужить, чтобы тебя туда пригласили. У нас большая часть легионеров из сильного «Вардара», Игропуло выступает в Германии, и это тоже солидно. Уровень же украинского «Мотора» заметно ниже, как и польского «Азота» с французским «Шартром». Помню, Евгений Трефилов на тренерском совете как-то сетовал, что ему не хватает времени на сборах. Естественно, чем сборная больше тренируется, тем лучше она играет. Но посмотрите, почти все французы выступают в разных клубах, и при этом они великолепно смотрелись. Значит, у них есть общий план, который гандболисты выполняют и, собираясь в сборной, не испытывают проблем со взаимодействием.


– Вам не обидно, что в сборную были вызваны лишь два игрока «Университета Лесгафта – Невы», а выходил на площадку, да и то нечасто, один Александр Пышкин?

– Игрового времени они точно могли получить больше. Когда сборная не попала в плей-офф, я рассчитывал, что Эльдар Насыров будет играть хотя бы в Кубке президента, но, видимо, у тренеров иное видение. Говорят, возникли проблемы с дозаявкой, но мне почему-то представляется, что решить этот вопрос при желании вполне можно было. Новых ребят просто необходимо вызывать в команду. Не буду говорить про своих игроков, приведу другие примеры: голкипер Николай Сорокин из «Пермских медведей» внес огромный вклад в победы своей команды над нами, «Каустиком» и «Чеховскими медведями», его вызвали на сборы, а потом отправили обратно, якобы что-то со здоровьем, или Игорь Сорока из той же Перми, он один из лучших крайних в России, можно было бы его просмотреть...


– Второе место на чемпионате мира заняла сборная Катара, практически полностью составленная из натурализованных игроков. Может, и нам стоит пойти тем же путем?

– А вы уверены, что Катар стал бы вторым, проходи чемпионат мира в другой стране?! Не зря же вся польская сборная после полуфинала с таким сарказмом аплодировала арбитрам. Конечно, Валеро Ривера сделал отличную работу, великолепно играли вратари Даниэль Шарич и Горан Стоянович, но без судейского фактора Катар не прошел бы так далеко, и второе место хозяев все-таки выглядит несколько странно. Что же касается натурализации иностранных игроков, то почему вопросы к Катару? Я искренне болел за Виктора Ана на Олимпиаде в Сочи. Что же плохого, если человек отдает силы и душу! Хотя ситуация, безусловно, двоякая. Вот в футболе не прекращаются споры – ужесточить лимит на легионеров или вообще отменить. И про натурализацию там тоже говорят, и все ради сборной. В гандболе мы не можем пойти по этому пути в любом случае. Во-первых, нет необходимых средств для привлечения игроков, во-вторых, все-таки сильны традиции, отечественная школа гандбола всегда была очень успешной. Другой вопрос, что сейчас она переживает не лучшие времена, нет необходимого притока молодой крови. Во времена моей молодости третье место молодежного чемпионата мира воспринималось как катастрофа, а сейчас уже выход в финальную стадию – успех. Мы пожинаем последствия развала советской системы. Масса талантливых тренеров бросили гандбол, потому что им надо было кормить семьи, многие дети не пошли в секции. Статистика свидетельствует, что между игроками 1987 года рождения и теми, кто родился в 1994 – 1995-м, колоссальный провал.


– Можно ли надеяться, что «низшая точка» пройдена?

– Судя по результатам сборной, она только наступила.


– А в плане подготовки молодежи?

– Отдельные хорошие ребята появляются, но этого недостаточно. В Кировской спортшколе, где мы тренируемся, есть секции гандбола, футбола, баскетбола и легкой атлетики. На гандбол почему-то идут меньше, чем в другие виды. Хотя как может расти его популярность, если нет трансляций с чемпионата мира, даже на платных каналах. Жизнь меняется, ведь раньше как было – выиграла сборная СССР, школьники побежали заниматься гандболом, а теперь побед нет и игру мало кто видит.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 028 (5401) от 18.02.2015.


Комментарии