Неармейская оборона
К финишу регулярного чемпионата, в котором командам осталось 16 и 18 февраля провести по два матча, СКА подошел с сотней очков в активе, шестым местом в Западной конференции и... неоднозначной игрой. Стоит ли в таком случае болельщикам надеяться на повторение прошлогоднего кубкового успеха?
Когда один из тренеров, Максим Соколов, говорит, что поиск оптимальных сочетаний продолжается, осталось подождать совсем немного, это удивляет. Все-таки вот он плей-офф, уже на носу, первые матчи в ближайшее воскресенье. Об экспериментах и ротации состава почти на каждой пресс-конференции в последнее время рассказывал и не слишком словоохотливый рулевой СКА Сергей Зубов. Его обычно спрашивают: «Почему не играл тот и этот?». Он отвечает: «Ротация состава...». Либо: «Идет поиск оптимальных сочетаний». Рисунка же игры у команды как не было, так и нет.
– Если у Быкова была систематизированная анархия, то тут просто анархия. Один в лес, другой – по дрова, – комментируют ситуацию в дружеских беседах специалисты.
Справедливости ради стоит напомнить, что год назад на систему Вячеслава Быкова тоже смотрели с саркастическим прищуром. Дескать, с такой обороной в плей-офф команда ненадолго. Но стоило стартовать Кубку Гагарина, как СКА начал на славу оборонять свои тылы, финишировав в Кубке Гагарина не только с главным трофеем над головой, но и с лучшей разницей заброшенных и пропущенных шайб (+25).
В текущей регулярке это соотношение еще выше (+31), вот только по количеству пропущенных шайб (142) из числа фаворитов Кубка Гагарина-2016 СКА уступает лишь «Салавату Юлаеву» (150), с которым (что, наверное, логично) работают прошлогодние тренеры питерского ХК – Игорь Захаркин и Николай Борщевский. Для сравнения: у ЦСКА, досрочного победителя регулярки и главного фаворита плей-офф, лишь 80 пропущенных шайб при 160 забитых.
Помимо выстраивания достойной обороны одной из главных нерешенных задач Зубова является позиция в тактической расстановке Ковальчука. Результативный в регулярке форвард еще с энхаэловских времен считался некубковым. Дескать, умение бороться за каждый сантиметр «поляны», блокировать броски, выгрызать матчи, где техника на чистом льду и сила броска уходят на второй план, не его конек. И в таких условиях эффективность Ильи слишком зависима от партнеров.
Быков, экспериментируя в регулярке, накануне плей-офф-2015 «припарковал» Ковальчука рядом с Джимми Эрикссоном и Романом Червенкой. Действовали они неплохо, но функции тащившего локомотива уступили тройке Панарин – Шипачев – Дадонов, которая на троих по итогам 22 матчей набрала 61 очко. К тому же выпадал Червенка, разрушая тем самым задумку штаба о трех атакующих сочетаниях, и когда после третьего матча полуфинала с ЦСКА Быков оказался прижат к стенке, эстетика была упразднена в угоду прагматизму: Илья отправился в сыгранную связку Патрик Торесен – Тони Мортенссон, и дело пошло получше.
Ни Мортенссона, ни Торесена, ни даже Эрикссона с Червенкой в СКА больше нет. Но, понимая, что играющий и мотивированный (что редкость в последнее время) Ковальчук – это треть успеха команды, Зубов, получив бразды управления ею, с кем только не наигрывал 17-го номера. По первости – с тандемом Линдстрем – Коскиранта, затем с Ильей Каблуковым и Антоном Бурдасовым. Когда капитану вроде бы подобрали центрфорварда – Александра Кадейкина, настал черед ротаций на правом фланге – Стив Мозес, Павел Бучневич и Бурдасов...
Эффективнее и дольше всех просуществовало трио Ковальчук – Кадейкин – Бурдасов. Но Антона, проводившего лучший сезон в карьере, почему-то обменяли в «Авангард» (одна из версий: ляпнул лишнего в неофициальной беседе с «неформальным куратором СКА» Олегом Знарком), и поиски продолжились. По ходу последней в регулярке домашней серии Илья, в частности, выходил с Бучневичем и Дадоновым, Кадейкиным и Дадоновым, Кадейкиным и Бучневичем. Однако в самых важных матчах оказывался рядом с Шипачевым и Дадоновым на месте уехавшего в НХЛ Панарина и был в этой роли наиболее продуктивен.
Это трио, судя по разговорам, штаб Зубова готовил на роль кубковых «заводил», ибо без ударной тройки в плей-офф, как известно, делать нечего. Лучше, конечно, когда таких троек две – как было в чемпионские годы у «Ак Барса», «Динамо», «Салавата Юлаева» и год назад у СКА. Но Никита Гусев, которого в октябре срочно выдернули из «Югры» в качестве «панариназаменителя» к Шипачеву и Дадонову, сейчас хоть и четвертый бомбардир СКА, чаще появляется на льду с другими партнерами. Ибо, как в свое время говорил бывший главный тренер сборной России Владимир Крикунов (и с чем, видимо, согласен Зубов), «под Ковальчука» нужно подстраивать целое звено.
Но и эта тройка сейчас под угрозой. Первый бомбардир СКА Вадим Шипачев (59 очков), во встрече с родной «Северсталью» сломавший палец, в лучшем случае будет готов к старту плей-офф. Да и при таком раскладе вместо трех ударных сочетаний, что готовил год назад экс-форвард Быков, у экс-защитника Зубова получится одно. Негусто для клуба с неограниченными финансовыми возможностями...
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (5643) от 15.02.2016.




Комментарии