Наз не для нас

История нескольких месяцев работы Андрея Назарова в СКА абсолютно логична, с одной стороны, и совершенно удивительна — с другой. Логична потому, что брутальный наставник не подходил питерскому клубу ни по каким параметрам, и его скорой отставки ждали многие. Удивительна же его история потому, что так и осталось загадкой, на что рассчитывали руководители самого богатого и могущественного клуба КХЛ, приглашая Назарова.

Наз не для нас | ФОТО Александра Кулебина/ТАСС

ФОТО Александра Кулебина/ТАСС

Сразу после назначения Андрея Викторовича вице-президент СКА Роман Ротенберг называл нового рулевого идеальной кандидатурой, видел в его приходе одни плюсы, про минусы и речи не шло. Сейчас об этих словах менеджер вспоминать вряд ли захочет, но и тогда тезис остался, мягко говоря, не раскрытым. Начать с того, что Назаров, крепкий тренер-середняк, имеющий в активе неплохие результаты, но не более того, явно недотягивал до уровня армейцев в профессиональном плане. О каких-то глубоких игровых идеях тем более говорить не приходится. Игра Назарова – это, по сути, хоккейный аналог стиля «бей-беги» с упором на первом слове. СКА исторически играл в совершенно другой, я бы даже сказал, противоположный хоккей – комбинационный, интеллигентный, порой даже слишком ажурный. Ни Смит, ни Ржига, ни Ялонен, ни Быков и близко не были сторонниками силового стиля.

Таким образом, приглашение Назарова предполагало ломку стиля, что неизбежно связано с другими сложностями: команде предстояла нелегкая перестройка, возникла опасность потерять лицо, а с ним и болельщиков.

Кроме того, хоккеистов в СКА традиционно набирали под комбинационный хоккей, и «тренер-тафгай», известный в спортивных кругах как Грязный Наз, просто не имел под рукой достаточного игрового материала под свою модель. Ну а главное, что после корректных иностранцев и интеллигентного Быкова на тренерском мостике СКА оказался человек, нисколько не стесняющийся выдавать матерные тирады даже журналистам. Ничего экзотического, в принципе, в этом нет, порой такие «тренеры-мотиваторы» даже добиваются неплохих результатов, правда, в последнее время все реже. Но для нашей, слава богу, культурной столицы сей замечательный стиль никак не подходит, и тем более он не подходит для хоккейного клуба, сотрудники которого привыкли к совершенно иному подходу.

Первый скандал, вызванный этим стилевым несоответствием, грянул, когда Назаров только-только вступил в свою должность – в начале июля главный врач команды Егор Козлов заявил о том, что Назаров избил его в офисе клуба. Было дело или нет, так и осталось невыясненным – повреждения якобы зафиксировали в Елизаветинской больнице, однако в полиции возбуждать уголовное дело отказались, а свидетели эпизода (генеральный менеджер Андрей Точицкий и гендиректор Вадим Фисько) факт рукоприкладства отрицали. Не слишком убедительно, но отрицали. Скандал в конце концов замяли, уволенному врачу выплатили компенсацию, однако осадок остался. Да и отсутствие Козлова – не зря ведь он был признан лучшим врачом лиги прошлого сезона – сказалось. Осенние травмы и неважное состояние лидеров отчасти могут объясняться и неудачной работой нового медицинского штаба.

Вряд ли были довольны новым стилем руководства и сами хоккеисты. Летом Назаров обещал, что «упрекнуть игроков в отсутствии характера и самоотдачи не сможет никто». Ну-ну. Как раз в этом в последние дни не обвинял лидеров СКА только ленивый. Илья Ковальчук, Вадим Шипачев и Евгений Дадонов мало похожи на себя прошлогодних, при этом хоккеистов вполне можно понять: лично я бы тоже не стал изо всех сил биться за человека, для которого мат в общении обычное дело. При этом ни в коей мере не хочу сказать, что Назаров такой уж плохой тренер. Сам по себе он вполне крепкий специалист, что не раз доказывал – в «Тракторе», «Витязе», «Северстали», «Донбассе», «Барысе». И, думаю, еще не раз докажет – вчера вот уже появились сообщения, что он возвращается в «Барыс». Просто каждый хорош на своем месте, а место Андрея Викторовича никак не в СКА, что было очевидно с самого начала. По сути, теперь уже бывшего питерского рулевого даже критиковать не за что: вся его вина только в том, что он оставался самим собой.

Вот и получается, что все вопросы исключительно к руководству и его странному выбору в межсезонье, когда ушел Быков. Отсутствие внятных объяснений по поводу того, почему остановились именно на Назарове, вызвало к жизни ряд конспирологических версий. Так, например, в истории с избиением доктора Козлова некоторые увидели хитроумную комбинацию. Дескать, все это было придумано в самом питерском клубе с целью... рекламы. И все это часть глобального плана, начавшегося с приглашения Назарова, а цель этого плана – сделать имидж СКА более брутальным и привлечь на трибуны новых болельщиков.

Ерунда, конечно, полная. Время для резкой смены имиджа и привлечения новой аудитории, мягко говоря, неподходящее. Армейцы только что выиграли долгожданный Кубок Гагарина и при этом собирали аншлаги на каждом матче – куда уж еще зрителей привлекать? Скорее, из-за резкой смены курса их, наоборот, потерять можно. Что, между прочим, едва не случилось. Слава богу, привычка ходить в Ледовый у многих стала второй натурой, но порой в новом сезоне на трибунах замечались пустоты. А уж исход фанатов на матче с «Ак Барсом» стал очень тревожным звонком. Собственно, после этого демарша и последовала тренерская отставка. Если с потерей очков в регулярном сезоне еще можно смириться, то с потерей зрителей – никогда.

Получается, расчет был не на это. Тогда на что же? Есть мнение, что расчета не было вовсе, а странный выбор тренера объяснялся дефицитом времени. Быков ушел столь неожиданно, что найти кого-то более подходящего в питерском клубе уже не успевали, а потому и взяли того, кого могли, не особенно присматриваясь. Однако и в эту версию не верится. Не в таком уж пожарном порядке договаривались с Назаровым: он был официально представлен 20 июня, и еще как минимум две-три недели в запасе имелись. Понятно, что квалифицированных свободных специалистов на рынке немного, но ведь и Андрей Викторович свободен не был: его переманили, несмотря на действующий контракт с «Барысом» и сборной Казахстана. Такие мелочи СКА никогда не останавливали, так что выбор был практически безграничным. Поэтому для меня то июньское решение так и остается загадкой. Как, собственно, и произошедшая несколькими днями раньше отставка Вячеслава Быкова. С уверенностью же можно говорить об одном: когда начинаются такие странности, это означает: в руководстве клуба что-то не так.

Возможно, одна из причин в вице-президенте Романе Ротенберге, который брал на себя основную нагрузку оперативного управления клубом, но теперь занимает также аналогичные посты в КХЛ и в Федерации хоккея России, не говоря уж о разнообразных должностях, не связанных со спортом. На СКА, естественно, остается меньше времени, а потому и качество принятых решений неизбежно падает.

Между прочим, и бывший президент петербургского клуба Александр Медведев на днях не исключил, что в ближайшее время «произойдет реорганизация системы управления ХК СКА». Что ж, это было бы разумно, причем желательно еще до того, как будет выбран новый главный тренер. Ведь если при нынешнем руководстве так сильно ошиблись с одним наставником, то вполне могут попасть впросак и с другим. Тем более что торопиться с преемником Назарова смысла нет: Сергей Зубов начал с победы, а выигрывающего специалиста менять не стоит.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (5570) от 21.10.2015.


Комментарии