Найти правильную формулу. Какие гонки можно будет увидеть на автодроме «Игора Драйв» под Петербургом?
Наши читатели уже в курсе, что на автодроме «Игора Драйв» в четверг был подписан контракт на проведение гонок популярной серии DTM. Deutsche Tourenwagen Masters формально считается чемпионатом Германии среди легковых автомобилей (силуэт-прототипов), однако по статусу и популярности эти соревнования превосходят многие чемпионаты мира, DTM даже называют аналогом «Формулы-1» среди кузовных машин. Больше того, рейтинг этих гонок в отличие от «Больших призов» растет, поскольку здесь все заточено на интересы зрителя.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
На отдельных немецких этапах DTM собирались по 150 тысяч зрителей, у них довольно высокие телерейтинги. Все благодаря правильной концепции: соревнования организованы немецкой «большой тройкой» (Mercedes, BMW и Audi), которая постаралась обеспечить полное равенство сил. В последние годы три автогиганта выигрывают примерно поровну, при этом всячески ограничена гонка бюджетов, а фактор технического превосходства сведен к минимуму - все решает мастерство пилотов. Это как раз то, чего в последние годы катастрофически не хватает «Формуле-1», где Mercedes штампует одну победу за другой, а Ferrari и Red Bull вырываются вперед лишь в отдельных гонках. Так что в Петербурге подписан отличный контракт.
С 2013-го по 2017 год этапы DTM уже проходили в России на автодроме Moscow Raceway под Волоколамском. Однако тогда ожиданий эти соревнования не оправдали, и немецкая серия покинула Россию. И вот теперь благодаря новому автодрому состоится возвращение. Переговоры длились всего три недели, и обе стороны уверены в плодотворном сотрудничестве. Что неудивительно, ведь автодром в Игоре практически идеально соответствует концепции DTM, обеспечивая максимальную интригу. Гонщики серии, уже успевшие опробовать трассу (в том числе пилот Audi чемпион-2017 Рене Раст), особо отметили финальный сектор с хорошим сочетанием медленных и быстрых поворотов, а значит, зрители наверняка увидят (и не раз) захватывающие финишные развязки. Хватает здесь и возможностей для обгонов, что тоже очень нравится любителям автоспорта. Наконец, близость к Петербургу должна обеспечить хорошую аудиторию - на сегодня автодром может вместить до 50 тысяч зрителей.
Между тем серией DTM в «Игоре» ограничиваться не собираются. Как рассказал один из создателей нового автодрома Владимир Васильев, продолжаются и другие переговоры. Уже в следующем году здесь планируют принять соревнования трех различных международных серий (включая DTM), а в 2021 году будет уже пять серий. Плюс, разумеется, многочисленные российские соревнования. «В ближайшее время вы узнаете о подписании новых контрактов», - обещает Владимир Васильев.
А что же «Формула-1»? Создатели «Игоры Драйв» пока всячески отрицают свой интерес к ней - как публично, так и в приватных разговорах. И думаю, не лукавят. Тем более что изначально трасса проектировалась лишь под вторую категорию ФИА, то есть готовую принимать все гонки, кроме «Формулы-1». В Петербурге явно не стремились конкурировать с Сочи. Логика была четкая: пусть столица Олимпиады-2014 проводит «Большие призы», у нас зато будет все остальное. «В прошлом году мы приглашали руководство ФИА, и оно настаивало на том, чтобы мы все-таки сделали все для первой категории, - рассказал Владимир Васильев. - Поэтому нам пришлось в срочном порядке перестраивать трибуну, доводить ее до 5 тысяч. У нас очень много земляных трибун, что сейчас ценится в Европе - вот и представителям DTM особенно понравились именно земляные трибуны, где люди могут сидеть на лужайках, устраивать пикники и т. д».
На сегодня, правда, во всех буклетах указано, что трасса в «Игоре» соответствует лишь второму уровню - под первую она только перестраивается. Но здесь интересно другое: зачем представители ФИА так настаивали на повышении уровня? Логическое объяснение здесь может быть только одно: сочинским этапом там не очень довольны и стараются создать резервную возможность для его переноса. Кстати, и в Российской федерации автоспорта считают автодром в «Игоре» более перспективным. «Это уникальный комплекс. Я много ездил в России и мире, но такого не видел! - отметил президент Федерации автомобильного спорта России Виктор Кирьянов. - Это семейный центр, если папа захочет кататься, то мама с ребенком найдет что-то для себя. Мы стремились к этому и в Сочи, но там это не вполне получилось».
В общем-то, это логично - новый автодром обязан превосходить своего предшественника хотя бы потому, что при его строительстве имелась возможность исправить все допущенные ранее ошибки. А раз он лучше, то вполне может отнять этап у Сочи. «Задачи такой у нас не было. Задача — прежде всего поднять статус автоспорта в России, который сейчас не на очень высоком уровне, - объяснил мне Владимир Васильев. - Хорошо, что Сочи принимает «Формулу-1», и в этом году там было зрителей гораздо больше, чем в первый год. Но в стране, кроме «Формулы-1», не проходит почти ничего. Поэтому очень важно принимать гонки других серий, что мы и будем делать, хотя и «Формулу-1», раз она считается первым номером в автоспорте, когда-нибудь в будущем примем и мы».
Между тем сейчас идут разговоры о куда более близкой перспективе - вплоть до 2021 года. И как объяснил мне бывший гонщик «Формулы-1» Виталий Петров, некая почва под ними есть: «Возможно, речь идет о привлечении большего числа людей - все-таки и туристы едут в Петербург, и людей здесь живет гораздо больше, чем в Сочи. Если же сравнить трассы, то там более скоростная, здесь более техничная. В Сочи тоже отличная трасса, пилотам она очень нравится, а то, что нет обгонов, - это дело вкуса. В 2020 году гонка точно пройдет в Сочи, а дальше - будут решать. Что до меня лично, то я люблю обе трассы, но все-таки здесь практически мой дом, до Выборга 40 километров, и с создателями «Игоры Драйв» я дружу, даже тестировал трассу много раз, пока она строилась».
Получается, что обсуждение действительно идет. Очевидно, многое будет зависеть от того, как новый автодром будет развиваться в ближайшее время, в том числе от первого этапа DTM в мае следующего года. А также, разумеется, от политической воли - иначе такие вопросы не решаются. Впрочем, даже если перенос «Формулы-1» из Сочи в Петербург все же состоится, это решение не будет безвозвратным. В конце концов, можно ведь и чередовать этапы через год или через два.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (6540) от 07.10.2019 под заголовком «Как найти правильную формулу».
Комментарии