На WADA пенять не надо

Реакция на допинговый скандал в России потихоньку меняется. Гремевшие поначалу крики «наших бьют!» постепенно затихают, и на смену им приходят извечные русские вопросы «кто виноват?» и «что делать?». Вопросы взаимосвязанные – без правильного ответа на первый трудно справиться и с ответом на второй.

На WADA пенять не надо  | ФОТО Fisher Photostudio/shutterstock.com

ФОТО Fisher Photostudio/shutterstock.com

Ни о каком антироссийском заговоре и речи вести не стоит. Те, кто сейчас наказывает российский спорт, делают это отнюдь не по собственному желанию. Ни Международный олимпийский комитет (МОК), ни Международная федерация легкой атлетики (IAAF), ни даже Всемирное антидопинговое агентство (WADA) в скандале и отстранении российских спортсменов не заинтересованы. МОК, например, станет до последнего защищать нас по одной простой причине – Олимпиада без российских атлетов будет не так интересна и принесет гораздо меньше денег. Это и прямая потеря рекламных денег за счет нашего рынка, и падение рейтингов, и снижение статуса соревнований, а значит, и интереса к ним.

IAAF тем более предпочла бы замять допинговый скандал, поскольку он касается не только России, но и самой международной федерации. Впрочем, даже на фоне скомпрометировавшей себя IAAF наша ВФЛА (Всероссийская федерация легкой атлетики) оказалась еще более прогнившей. Так что популярный у нас аргумент «на себя посмотрите» здесь не работает. Самое время направить весь праведный гнев на WADA, только вот и здесь нужно понимать: обвиняя свое российское подразделение (РУСАДА) и аккредитованную самой WADA московскую антидопинговую лабораторию, мировые борцы с допингом высекают в том числе и самих себя, портят имидж и своей организации. И делают они это, уверяю вас, отнюдь не с легким сердцем.

Если кто и извлекает пользу из нынешнего скандала, то только мировые СМИ. Напомню, что с журналистского расследования немецкого телеканала ARD все и началось, доклад специально собранной комиссии WADA стал уже следствием документального фильма телевизионщиков. Но и здесь искать заговор бессмысленно: СМИ делают ровно то, что и должны делать по своей природе: искать конфликты и жареные факты, создавать сенсации и привлекать к ним внимание.

Словом, никакого заговора нет. Еще один популярный аргумент защитников российского спорта заключается в том, что стимулирующие средства используют во всем мире, попадаются на них атлеты всех стран, но наказывают почему-то именно Россию. Да, допинг применяют во всем мире, спору нет, но если в западных странах это удел одиночек-жуликов, которые потом нередко за это расплачиваются (достаточно вспомнить знаменитую американскую легкоатлетку Мэрион Джонс, которую не только заставили вернуть золотые олимпийские медали Сиднея-2000, но еще и в тюрьму отправили), то нас подозревают в создании целой системы по использованию запрещенных препаратов. Причем функционирующей еще с советских времен. Получается, спортсмены-допингеры у нас не жулики, а скорее жертвы, порой практически вынужденные использовать допинг.

Конечно, доклад комиссии WADA, работавшей в России более полугода и включавшей настоящих профессионалов, это солидный труд. Но нужно понимать: это не следователи прокуратуры, и свои данные они собирали не для суда. Где-то они обнаружили прямые конкретные факты – и привели их в докладе. Где-то этого нет, но хватает косвенных доказательств – и они приводят их. Где-то нет и этого – и они пишут о том впечатлении, которое у них сложилось по совокупности собранной информации. Приводят свои предположения – именно как предположения, как возможности. Это все результат их работы, ради которой они затратили уйму рабочего времени. При этом, разумеется, отстраняют спортсменов вовсе не на основе предположений (они лишь пища для размышлений), а именно на основе фактов.

Причем совсем не обязательно углубляться в детали доклада, чтобы понять истинное положение вещей. Наша родная РУСАДА в принципе выполняла работу, наказывая достаточно солидное количество спортсменов, но вот парадокс – среди них до недавнего времени не было никого, кто претендовал бы на высокие результаты. Всех наших звезд-допингеров ловили исключительно за границей, и это притом что возможностей для выявления нарушений у РУСАДА, понятно, было намного больше. Одного этого наблюдения достаточно, чтобы понять: РУСАДА и московскую антидопинговую лабораторию лишают аккредитаций не зря.

Еще более красноречивой была наша реакция на самые громкие допинговые скандалы. Так, одиозный тренер ходоков Виктор Чегин долгое время и не без поддержки Минспорта продолжал работать в Саранске, что сослужило России отнюдь не добрую службу. Можно вспомнить и совсем уж вопиющую историю в биатлоне: допинговый скандал в 2009 году привел к отстранению врачей сборной, однако через некоторое время эти же врачи были в команду возвращены. Это привело, разумеется, к новым положительным пробам уже в 2014 году. И опять же Министерство спорта играло здесь отнюдь не последнюю роль.

Я уж не говорю о полноценном расследовании допинговых случаев с наказанием виновных именно в распространении, а не применении запрещенных веществ. У нас страдают только спортсмены, да и тех за молчание негласно поддерживают. Для сравнения: на Западе тренеру, два спортсмена которого попались на допинге, фактически выписывают черную метку, и ему очень трудно оправдаться. А на днях в Германии принят драконовский закон, предусматривающий уголовное наказание за допинг. При этом ответственность спортсменов относительно умеренная, а вот распространителям грозит десять лет лишения свободы.

За случившийся допинговый скандал на публике сейчас отдувается Виталий Мутко, которого, с одной стороны, комиссия WADA обвиняет чуть ли не в прямых указаниях по использованию допинга и которому при этом президент РФ поручил провести расследование данной истории.

На мой взгляд, министр спорта никак не мог быть инициатором применения допинга – система работала до него и досталась Мутко, можно сказать, в наследство. Жестко ломать ее об колено было чревато снижением результатов, а мириться с потерей медалей страна была не готова, что убедительно показала реакция на неудачную Олимпиаду-2010 в Ванкувере. И те, кто поднимал тогда истерику, должны теперь разделить ответственность за нынешнюю катастрофу.

Министр, рисковавший остаться без кресла, выбрал гибкую политику, стараясь проплыть между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, старался потихоньку реформировать систему, делая ее более чистой – и большинство сочинских побед, если не все, принес именно этот честный подход с применением современных методик и привлечением огромного количества иностранных специалистов. Но с другой стороны, не отказывался и от тех, кто обеспечивал медали старыми методами, вроде того же Чегина. На мой взгляд, в наших условиях этот подход был правильным и, более того, единственно возможным. Только вот тому же WADA это, боюсь, никогда не объяснить.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (5587) от 18.11.2015.


Комментарии