На хлебе и воде далеко не уедешь

До старта легендарного «Дакара» остается месяц. Одним из фаворитов предстоящего ралли-рейда будет 31-летний пилот команды «КамАЗ-мастер» Эдуард НИКОЛАЕВ (на снимке), уже побеждавший на «Дакаре» в 2013-м. На днях Эдуард посетил Петербург, причем программа его пребывания получилась весьма насыщенной – он провел для всех желающих беговую тренировку на Елагином острове, прочитал лекцию студентам Политеха, принял участие в вузовском чемпионате по картингу и ответил на вопросы нашего корреспондента.

На хлебе и воде далеко не уедешь | ФОТО Артема КОРОТАЕВА/ТАСС

ФОТО Артема КОРОТАЕВА/ТАСС

– Свою гоночную карьеру вы начинали как раз с картинга, но затем сразу же пересели на грузовик. Насколько тяжело дался вам столь резкий переход?

– Конечно, впервые, как мы говорим, «сесть в руль» в такой большегруз весом 9 – 10 тонн после маленького карта было чрезвычайно непривычно. Прежде всего из-за гигантской разницы в габаритах. Но человек ко всему привыкает – надо только ставить перед собой цели и изо всех сил стараться их достичь. Лично я всегда мечтал стать пилотом «КамАЗа» и методично, год за годом шел к этому. Сначала выезжал ночным механиком, затем сел в экипаж, проехав немало ралли-рейдов механиком у Владимира Чагина. Очень многому научился у него и у Ильгизара Мардеева. Потихоньку стали допускать к участию в гонках как пилота. Сначала на чемпионатах России, в 2009 году впервые выступил на международной арене на ралли «Шелковый путь», в 2011-м дебютировал на «Дакаре».


– В чем главная сложность вождения такой махины, как «КамАЗ»?

– Наш грузовик превосходен в управлении – все узлы доведены до такого состояния, словно едешь на джипе. Но, конечно, все равно устаешь – и от габаритов, и от самой трассы. Ведь передвигаться приходится не по асфальту, а по бездорожью, по камням и песчаным дюнам. И тут главное – не застрять, не потерять много времени, а четко преодолеть весь маршрут.


– Какими качествами кроме мастерства пилотажа должен обладать успешный пилот на «Дакаре»?

– Очень важно быть спокойным. И при этом уметь мгновенно, причем без лишней суеты, принимать решения. Даже если что-то пошло не так, надо быстренько забыть об этом и работать дальше. Требуется всегда сохранять хладнокровие и психологически себя сдерживать. В важнейшие моменты это выручает и даже спасает. Хотя, конечно, мы тоже не железные, и досадные неудачи порой немного выбивают из колеи. В январе этого года на «Дакаре» буквально на пятый день из-за поломки турбокомпрессора мы потеряли более часа. Ликвидировать такое огромное отставание на дистанции в нынешних, не самых экстремальных условиях практически невозможно, но мы сумели-таки отыграть целый час и заняли второе место.


– Такой марафон наверняка изматывает и чисто физически. Как тренируете выносливость?

– По-разному. В том числе и при помощи наших партнеров из компании «Ред Булл», которые проводят благотворительные забеги, в этом году мы всей командой приняли в таком участие. Правила просты – одновременно в 35 странах (у нас – в Коломне) стартуют бегуны, а через полчаса за ними в погоню отправляется со скоростью 15 км в час машина. Причем каждый час она повышает скорость на один км в час. Как только авто тебя догоняет, сходишь с дистанции. Мы с Айратом Мардеевым пробежали по 18 км, а наш инженер-конструктор Фарит Мусаллямов – 58 км и стал четвертым в России. Выиграл же кениец с результатом 78 км.


– У профессиональных спортсменов – от футболистов до биатлонистов – регулярно проходят предсезонные сборы. А у вас перед «Дакаром» интенсивность функциональной подготовки повышается?

– У нас все-таки 50 на 50 – результат зависит не только от человека, но и от техники. Поэтому непозволительно сосредотачиваться исключительно на физическом самосовершенствовании, мы сами делаем наши автомобили, собираем и разбираем их. Но члены спортивных экипажей, конечно, все равно усиленно тренируются круглый год – три раза в неделю посещают спортзал и занимаются по полтора часа. Когда же в декабре к нам приезжают специалисты инновационного центра Олимпийского комитета, мы занимаемся физподготовкой уже ежедневно по часу без выходных. Затем неделя на восстановление и старт «Дакара». Кстати, тренировочные сборы у нас тоже бывают – в Марокко, Казахстане. Только на них акцент делается на вождение – совершенствуем технику преодоления дюн, каменистых плато.


– Часто ли при подготовке и на самих гонках случаются травмы?

– Всякое бывает. Когда получаешь повреждения, совместимые с дальнейшим продолжением соревнований, терпим, если же совсем невмоготу – приходится сниматься с соревнований. Вообще нам строго-настрого запрещено получать травмы! Стараемся себя беречь, даже во время картинговых соревнований в Петербурге ехал очень осторожно, исключая малейший риск. Но гонки непредсказуемы, от всего не убережешься. К сожалению, этим летом на «Великой степи» в Калмыкии сломал кисть. Попали в яму, сильно выбило руль, я вцепился в него, только бы грузовик не перевернулся. Но настолько сильно дернуло влево руку, что ее просто закрутило, – пришлось сойти. Сейчас, к счастью, все уже хорошо.


– А как питаются участники по ходу ралли-марафона?

– Тут все сугубо индивидуально. Очень важно знать досконально свой организм, понимать, какие продукты в условиях тряски и изнурительной жары могут оказаться некстати. Поэтому никаких четких рекомендаций по рациону нет, хотя мы возим с собой продукты и повара, а там уж каждый сам волен решать – что ему есть и в каких количествах. Но на одном хлебе и воде «Дакар» не выдержать...


– Какие взаимоотношения должны быть внутри экипажа? Почти семейные или сугубо профессиональные?

– Внутренняя атмосфера чрезвычайно важна. Многие ездят вместе в кабине по многу лет, знают друг друга с детства. К сожалению, перед прошлым «Дакаром» серьезную травму получил наш механик Владимир Рыбаков, но сейчас он здоров и вновь поедет со мной в экипаже. Кстати, и с другими молодыми пилотами, можно сказать, вместе вырос – знаю многих ребят с картинга и вообще могу назвать весь «КамАЗ-Мастер» одной большой семьей.


– Благодаря чему удается находить новую мотивацию после триумфа на «Дакаре»? Ведь уже и так являетесь чемпионом...

– У нас в «КамАЗ-Мастере» много чемпионов. А примером для всех служит Владимир Чагин, который, несмотря на семь титулов, ведет себя очень скромно. Поэтому и мы ни в коем случае не «звездимся», понимаем, что на наш результат работали, работают и будут работать все члены команды. Никакой командной тактики перед стартом «Дакара» у нас нет, все стартуют с мыслями о победе. Но, как только выявляется лидер, остальные начинают ему помогать. Самое главное, чтобы один из нас поднялся на верхнюю ступеньку подиума. А кто конкретно станет чемпионом, для «КамАЗ-Мастера» не так уж важно.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (5599) от 04.12.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Футбол и пустота. Как «Зенит» играл дома без болельщиков
16 Августа 2018

Футбол и пустота. Как «Зенит» играл дома без болельщиков

Без зрителей «Зенит» в своей истории играл дома довольно часто и в целом удачно. «СПб ведомости» вспоминают экзотические с точки зрения антуража встречи.

Какое будущее ждет сборную России по футболу после ЧМ-2018
11 Июля 2018

Какое будущее ждет сборную России по футболу после ЧМ-2018

С момента славного вылета сборной России с домашнего чемпионата мира по футболу минуло уже несколько дней. Эйфория проходит, пора задуматься о перспективах национальной команды в свете Евро-2020 и ЧМ-...

Вячеслав Войнов: побег из скучного царства в НХЛ
10 Июля 2018

Вячеслав Войнов: побег из скучного царства в НХЛ

Вслед за Ильей Ковальчуком еще один хоккеист СКА пытается вернуться в НХЛ. Ведущий защитник петербургского клуба Вячеслав Войновможет оказаться одноклубником с экс-форвардом армейцев.

Четыре четвертьфинала футбольной сборной СССР
06 Июля 2018

Четыре четвертьфинала футбольной сборной СССР

Предстоящий четвертьфинал чемпионата мира станет первым в российской футбольной истории. Cборная СССР четырежды доходила на ЧМ до этой стадии. «Санкт-Петербургские ведомости» вспоминают все эти игры.

СКА: кадровые перестановки перед новым сезоном
06 Июня 2018

СКА: кадровые перестановки перед новым сезоном

Вместе с тренерским составом СКА, который в новом сезоне возглавит Илья Воробьев, серьезно обновляет и игровой. На данный момент из двадцати хоккеистов, у которых 30 апреля истекли контракты, не опред...

Конец и новое начало. Итоги ЧМ по хоккею в Дании
21 Мая 2018

Конец и новое начало. Итоги ЧМ по хоккею в Дании

Финальным матчем между командами Швейцарии и Швеции в Дании вчера финишировал 82-й чемпионат мира по хоккею. Российская команда завершила свое выступление на нем еще в четверг, когда в четвертьфинале ...

Проиграли-пригодились. На ЧМ по хоккею в Дании прибывают игроки из НХЛ
11 Мая 2018

Проиграли-пригодились. На ЧМ по хоккею в Дании прибывают игроки из НХЛ

ЧМ по хоккею наращивает свою мощь. На турнир продолжают прибывать игроки североамериканских клубов, которые вылетели после второго раунда розыгрыша Кубка Стэнли.

Все «золото» мира
06 Сентября 2017

Все «золото» мира

Сестры-близняшки Аверины, представляющие Петербург, произвели на чемпионате мира по художественной гимнастике в итальянском Пезаро настоящий фурор.

Хоккеисты начинают заново
04 Мая 2017

Хоккеисты начинают заново

Матчем Швеция - Россия завтра откроется 81-й по счету чемпионат мира по хоккею.