На хлебе и воде далеко не уедешь
До старта легендарного «Дакара» остается месяц. Одним из фаворитов предстоящего ралли-рейда будет 31-летний пилот команды «КамАЗ-мастер» Эдуард НИКОЛАЕВ (на снимке), уже побеждавший на «Дакаре» в 2013-м. На днях Эдуард посетил Петербург, причем программа его пребывания получилась весьма насыщенной – он провел для всех желающих беговую тренировку на Елагином острове, прочитал лекцию студентам Политеха, принял участие в вузовском чемпионате по картингу и ответил на вопросы нашего корреспондента.
ФОТО Артема КОРОТАЕВА/ТАСС
– Свою гоночную карьеру вы начинали как раз с картинга, но затем сразу же пересели на грузовик. Насколько тяжело дался вам столь резкий переход?
– Конечно, впервые, как мы говорим, «сесть в руль» в такой большегруз весом 9 – 10 тонн после маленького карта было чрезвычайно непривычно. Прежде всего из-за гигантской разницы в габаритах. Но человек ко всему привыкает – надо только ставить перед собой цели и изо всех сил стараться их достичь. Лично я всегда мечтал стать пилотом «КамАЗа» и методично, год за годом шел к этому. Сначала выезжал ночным механиком, затем сел в экипаж, проехав немало ралли-рейдов механиком у Владимира Чагина. Очень многому научился у него и у Ильгизара Мардеева. Потихоньку стали допускать к участию в гонках как пилота. Сначала на чемпионатах России, в 2009 году впервые выступил на международной арене на ралли «Шелковый путь», в 2011-м дебютировал на «Дакаре».
– В чем главная сложность вождения такой махины, как «КамАЗ»?
– Наш грузовик превосходен в управлении – все узлы доведены до такого состояния, словно едешь на джипе. Но, конечно, все равно устаешь – и от габаритов, и от самой трассы. Ведь передвигаться приходится не по асфальту, а по бездорожью, по камням и песчаным дюнам. И тут главное – не застрять, не потерять много времени, а четко преодолеть весь маршрут.
– Какими качествами кроме мастерства пилотажа должен обладать успешный пилот на «Дакаре»?
– Очень важно быть спокойным. И при этом уметь мгновенно, причем без лишней суеты, принимать решения. Даже если что-то пошло не так, надо быстренько забыть об этом и работать дальше. Требуется всегда сохранять хладнокровие и психологически себя сдерживать. В важнейшие моменты это выручает и даже спасает. Хотя, конечно, мы тоже не железные, и досадные неудачи порой немного выбивают из колеи. В январе этого года на «Дакаре» буквально на пятый день из-за поломки турбокомпрессора мы потеряли более часа. Ликвидировать такое огромное отставание на дистанции в нынешних, не самых экстремальных условиях практически невозможно, но мы сумели-таки отыграть целый час и заняли второе место.
– Такой марафон наверняка изматывает и чисто физически. Как тренируете выносливость?
– По-разному. В том числе и при помощи наших партнеров из компании «Ред Булл», которые проводят благотворительные забеги, в этом году мы всей командой приняли в таком участие. Правила просты – одновременно в 35 странах (у нас – в Коломне) стартуют бегуны, а через полчаса за ними в погоню отправляется со скоростью 15 км в час машина. Причем каждый час она повышает скорость на один км в час. Как только авто тебя догоняет, сходишь с дистанции. Мы с Айратом Мардеевым пробежали по 18 км, а наш инженер-конструктор Фарит Мусаллямов – 58 км и стал четвертым в России. Выиграл же кениец с результатом 78 км.
– У профессиональных спортсменов – от футболистов до биатлонистов – регулярно проходят предсезонные сборы. А у вас перед «Дакаром» интенсивность функциональной подготовки повышается?
– У нас все-таки 50 на 50 – результат зависит не только от человека, но и от техники. Поэтому непозволительно сосредотачиваться исключительно на физическом самосовершенствовании, мы сами делаем наши автомобили, собираем и разбираем их. Но члены спортивных экипажей, конечно, все равно усиленно тренируются круглый год – три раза в неделю посещают спортзал и занимаются по полтора часа. Когда же в декабре к нам приезжают специалисты инновационного центра Олимпийского комитета, мы занимаемся физподготовкой уже ежедневно по часу без выходных. Затем неделя на восстановление и старт «Дакара». Кстати, тренировочные сборы у нас тоже бывают – в Марокко, Казахстане. Только на них акцент делается на вождение – совершенствуем технику преодоления дюн, каменистых плато.
– Часто ли при подготовке и на самих гонках случаются травмы?
– Всякое бывает. Когда получаешь повреждения, совместимые с дальнейшим продолжением соревнований, терпим, если же совсем невмоготу – приходится сниматься с соревнований. Вообще нам строго-настрого запрещено получать травмы! Стараемся себя беречь, даже во время картинговых соревнований в Петербурге ехал очень осторожно, исключая малейший риск. Но гонки непредсказуемы, от всего не убережешься. К сожалению, этим летом на «Великой степи» в Калмыкии сломал кисть. Попали в яму, сильно выбило руль, я вцепился в него, только бы грузовик не перевернулся. Но настолько сильно дернуло влево руку, что ее просто закрутило, – пришлось сойти. Сейчас, к счастью, все уже хорошо.
– А как питаются участники по ходу ралли-марафона?
– Тут все сугубо индивидуально. Очень важно знать досконально свой организм, понимать, какие продукты в условиях тряски и изнурительной жары могут оказаться некстати. Поэтому никаких четких рекомендаций по рациону нет, хотя мы возим с собой продукты и повара, а там уж каждый сам волен решать – что ему есть и в каких количествах. Но на одном хлебе и воде «Дакар» не выдержать...
– Какие взаимоотношения должны быть внутри экипажа? Почти семейные или сугубо профессиональные?
– Внутренняя атмосфера чрезвычайно важна. Многие ездят вместе в кабине по многу лет, знают друг друга с детства. К сожалению, перед прошлым «Дакаром» серьезную травму получил наш механик Владимир Рыбаков, но сейчас он здоров и вновь поедет со мной в экипаже. Кстати, и с другими молодыми пилотами, можно сказать, вместе вырос – знаю многих ребят с картинга и вообще могу назвать весь «КамАЗ-Мастер» одной большой семьей.
– Благодаря чему удается находить новую мотивацию после триумфа на «Дакаре»? Ведь уже и так являетесь чемпионом...
– У нас в «КамАЗ-Мастере» много чемпионов. А примером для всех служит Владимир Чагин, который, несмотря на семь титулов, ведет себя очень скромно. Поэтому и мы ни в коем случае не «звездимся», понимаем, что на наш результат работали, работают и будут работать все члены команды. Никакой командной тактики перед стартом «Дакара» у нас нет, все стартуют с мыслями о победе. Но, как только выявляется лидер, остальные начинают ему помогать. Самое главное, чтобы один из нас поднялся на верхнюю ступеньку подиума. А кто конкретно станет чемпионом, для «КамАЗ-Мастера» не так уж важно.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (5599) от 04.12.2015.
Комментарии