На полпути в Азию. Наши шахматисты начинают привыкать соперничать с азиатскими противниками
Ровно год, как Федерация шахмат России (ФШР) перешла из европейской конфедерации в азиатскую, а тут еще чемпионка мира по быстрым шахматам петербурженка Анастасия Боднарук заняла первое место на крупном женском фестивале в Ташкенте, где ее соперницами стали преимущественно шахматистки из Азии. Так что самое время оценить первые результаты шахматной переориентации на Восток…
ФОТО Sergey Peterman on Shutterstock
Наши шахматисты постепенно начинают привыкать соперничать на континентальных соревнованиях с азиатскими соперниками. И на молодежном уровне это происходит не без успеха. Так, еще осенью Алексей Гребнев завоевал первый в истории шахматной России «азиатский титул», став чемпионом нового для него континента среди юниоров. В декабре Алексей Прохоров повторил это достижение, выиграв чемпионат Азии для шахматистов в возрасте до 14 лет. И эти результаты не стоит недооценивать, поскольку шахматы из тех немногих видов спорта, где конкуренция в Азии, особенно на юниорском и молодежном уровнях, существенно выше, чем в Европе. Похожее положение дел разве что в настольном теннисе, бадминтоне и некоторых видах единоборств, а в спорте именно высокая конкуренция позволяет развиваться талантам, так что для молодых российских шахматистов решение о переходе ФШР в Азию, скорее, в плюс.
Оптимистично оценил результаты первого года после смены шахматной географической юрисдикции и президент ФШР Андрей Филатов в комментарии для ТАСС: «Как показало время, это стало стратегически верным решением. ФШР первой из российских спортивных федераций сменила европейскую «прописку» на азиатскую. С момента перехода более 300 спортсменов приняли участие в соревнованиях различного ранга. Российские шахматисты завоевали 87 медалей, из них 39 золотых, 31 серебряную, 17 бронзовых. При этом на чемпионатах и первенствах мира россияне выиграли 26 золотых медалей. Примеру ФШР уже последовала Федерация тхэквондо России, перешедшая в Азиатскую федерацию тхэквондо летом 2023 года. Верю, что будут и другие».
Цифры действительно впечатляют, вот только победа той же Анастасии Боднарук на декабрьском чемпионате мира по быстрым шахматам или успех ставшей лучшей в мире по блицу Валентины Гуниной вряд ли как‑то напрямую связаны с континентальной «пропиской» ФШР. И на допуске наших замечательных шахматисток к чемпионатам мира по ускоренным версиям игры, и на уровне их выступления на самих турнирах этот фактор никак не сказывался. Статистика вообще та наука, что очень часто позволяет «подогнать задачу под ответ», что определенно имело место и в данном случае. Не все эти результаты связаны с переориентацией на Азию.
Да и упомянутый Андреем Филатовым переход под азиатскую юрисдикцию Российской федерации тхэквондо тоже требует некоторого уточнения. Дело в том, что речь в данном случае идет о федерации неолимпийской версии этого вида спорта — тхэквондо ITF, которая действительно перешла в Азию. В то время как в наиболее распространенной в мире версии WTF, где наши спортсмены, к слову, допущены ко всем крупнейшим международным стартам, все осталось по‑прежнему. Так что из крупных национальных спортивных федераций в России только шахматная и через год после своего радикального решения о переходе в Азию остается единственной, решившейся на этот шаг.
В некоторых видах спорта он вообще невозможен, как, например, в баскетболе, где международная федерация вообще едина — континентальные подразделения просто являются ее составными частями. Так что тут все глобальные решения принимаются общим руководящим органом, и какие‑то внутренние переходы нашей национальной федерации стали бы похожи на перемещения из кабинета в кабинет внутри одной организации и были лишены большого смысла. А во многих дисциплинах подобной переориентации мешает то самое стремление при возвращении на международную арену сохранить прежний уровень конкуренции — как мы уже говорили, в шахматах в этом смысле ситуация была особой. К примеру, в последние два года велось немало разговоров о возможности перехода в Азию Российского футбольного союза. Для спорта номер один подобная смена прописки, кстати, вовсе не стала бы нонсенсом — пару десятков лет назад именно в Азию перешла футбольная федерация Австралии, которая с тех пор, вопреки всем нашим представлениям о внешнем виде глобуса, выступает на региональных турнирах этого континента и именно из Азии проходит отбор на чемпионаты мира. Разница тут в том, что в Австралии это решение было в свое время продиктовано как раз стремлением повысить уровень конкуренции для своих футболистов, которые в исторической для себя зоне Океании чахли без серьезных оппонентов. Для футбольной же России смена европейской Лиги чемпионов на азиатскую, а Евро на Кубок Азии после возвращения на международную арену, напротив, станет в профессиональном смысле огромным шагом назад, и «обратного хода» в ближайшие десятилетия в этом случае точно не будет. Поэтому РФС после двух лет дискуссий на этот счет и продолжает оставаться в футбольной Европе, сосредоточив все дипломатические усилия на возвращении в турниры.
Так что шахматы продолжают оставаться в российском спорте не только первопроходцем «азиатского пути», но практически единственным участником этого трансконтинентального путешествия. Возможно, время покажет, что именно этот вектор оказался для российских шахмат правильным. Пока прошел всего лишь год после этого исторического перехода, и глобальные выводы делать слишком рано. В конце концов, классические шахматы — довольно неторопливый вид спорта, и события в нем развиваются не слишком быстро.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (7628) от 22.03.2024 под заголовком «На полпути в Азию».
Комментарии