Мне очень повезло с «Зенитом»-2

Известный в недавнем прошлом футболист Владислав РАДИМОВ (на снимке) уже не первый год работает тренером, в этом сезоне с «Зенитом»-2 он дебютировал на новом для себя уровне в ФНЛ. Нашему корреспонденту он не только рассказал о своих впечатлениях от работы на новом уровне, но и поделился видением относительно положения дел в российском футболе.

Мне очень повезло с «Зенитом»-2 | ФОТО www.fc-zenit.ru

ФОТО www.fc-zenit.ru

– Владислав Николаевич, ФНЛ c ее разъездами и напряженным календарем, наверное, измотала, наконец-то отпуск?

– Да, очень устал. Думали, что будет тяжело, но не представляли насколько. Здесь все в совокупности – перелеты, игры, соперники. После второго дивизиона я еще более отчетливо понял разницу между работой тренера и игрока. Будучи футболистом устаешь физически, а на тренерском посту после каждой игры чувствуешь себя полностью выхолощенным и опустошенным морально.


– Со стороны складывается впечатление, что у вас в команде по-настоящему дружеская атмосфера, трудно было ее добиться?

– По поводу моих отношений с футболистами скажу так: моя дочь от первого брака, которой скоро исполнится 19, спросила меня как-то: «Тебе тяжело с командой, где в основном ребята примерно моего возраста?». Я ответил: «Ты думаешь, маме легко с тобой?». Вот так и я с командой, но скажу, что мне очень повезло с ней. Во-первых, я не ставлю себя выше ребят. Конечно, есть границы, которые нельзя нарушать, игроки об этом знают и не перейдут их. Во-вторых, есть обычная жизнь, которую нужно отделять от футбольной. Например, я люблю показать парням какие-то достопримечательности. Мы приезжаем в город, игра вечером, я не сторонник разминки в день матча, значит, почти весь день свободен. И что сидеть в гостинице? Меня действительно интересует, как живут ребята, не только как тренера, но и как человека. У некоторых уже дети родились, я вспоминаю себя в их возрасте, когда как раз уехал в Испанию. У меня родился первый ребенок, не высыпался, приходил на тренировку разбитый. Сейчас такой же игрок есть у меня в команде, вспоминаю себя в его возрасте, подсказываю ему что-то даже в чисто житейском плане.


– Какова роль двух Константинов – Лобова и Зырянова – в вашей команде?

– Огромнейшая. Я могу рассказывать теорию, двигать фишки, вспоминать собственную практику, но, когда есть в команде человек, который может непосредственно на поле все показать, это совсем другое дело. Те, кто играет рядом с Зыряновым и Лобовым, получают огромнейший опыт. Не уверен, хватит ли им физики выдержать еще один такой марафон, как сезон в ФНЛ, потому что в их возрасте это очень тяжело, но пользу они приносят колоссальную.


– ФНЛ сильно отличается от второго дивизиона?

– Конечно. Прежде всего разный уровень мастерства, здесь заметно выше конкуренция. А разница в уровне, я все время доношу это до ребят, отражается прежде всего на скоростях. Вот сколько раз говорил Леше Евсееву, что в премьер-лиге все быстрее, он мог соглашаться или нет, а в матче с «Тереком» сломал себе ногу, нарушив правила и получив красную карточку. Все потому, что не успел в том моменте на какую-то долю секунды. Будь дело в ФНЛ, выиграл бы он тот мяч, можете не сомневаться. На мой взгляд, в «Зените»-2 есть ребята, способные уже сейчас играть в клубах нижней половины таблицы премьер-лиги, однако еще полгода закалки в ФНЛ им не помешают. Ну а дальше уже пора принимать серьезное решение, где продолжать карьеру. За этот год ребята возмужали, у нас такая ситуация, что часть матчей они играли вообще без замен. Да, для футболистов это тяжелейшая нагрузка, но и огромный плюс на будущее. Турнир с большим количеством перелетов, против хороших соперников – это очень помогает становлению молодых футболистов. Даже в том, что мы порой едва набирали народ на заявку, тоже есть плюсы – те, кто выходил, знали, что они сыграют 90 минут, смогут полностью выложиться и проявить себя. А что еще нужно, когда тебе чуть больше двадцати?!


– Как бы вы в целом охарактеризовали ФНЛ? Ведь для обывателей это дивизион пустых трибун и незрелищного футбола.

– Здесь немало узнаваемых команд. Хотя по мастерству ФНЛ уступает премьер-лиге, уровень борьбы и напряжения буквально зашкаливает.


– Почему тогда зритель не идет?

– А у нас и на играх премьер-лиги стадионы не забиты. Несколько поднять посещаемость можно, если ставить матчи на выходные. Неважно, что в эти же дни играются встречи высшего дивизиона, главное, чтобы болельщики просто могли попасть на игры. Обычный человек работает пятидневку, а в субботу и воскресенье он свободен и может сходить на стадион. И сделать это нужно на постоянной основе, тогда по выходным у болельщиков просто будет запланирован поход на футбол.


– А вам вообще важно, чтобы народ ходил на вашу команду?

– Конечно, хочется, чтобы болельщикам наш футбол доставлял удовольствие, мы играем для них, иначе и быть не может. Летом мы недолго побыли наверху, хотя сами понимали, что нам суждено бороться за выживание. Как только результаты стали хуже, болельщики потянулись с трибун. Хотя поздней осенью, а тем более в начале зимы на «Петровском» совсем неуютно, кто бы там ни играл.


– Может быть, стоит вернуться к системе «весна – осень», чтобы люди не мерзли на трибунах?

– Уже давно пора понять, что эксперимент с переходом на «осень – весна» не сработал. Иногда слышу высказывание игроков клубов премьер-лиги, мол, им без разницы, по какой схеме играть. Будь я сейчас футболистом клуба высшего дивизиона, рассуждал бы так же, но на практике страдают клубы низов. Мы теряем минимум 2 – 3 матча, которые можно было сыграть в хорошую погоду на качественных полях. Сергей Фурсенко руководствовался интересами премьер-лиги, но, когда так страдают клубы ФНЛ и ПФЛ, мне кажется, пора вернуться к прежней системе. Будучи игроком, я и сам не задумывался о проблемах клубов низших дивизионов, но теперь, поварившись в этих лигах, понимаю, как «осень – весна» вредит им.


– Вы тренер, работающий в профессиональном футболе, но по большей части с игроками молодежного возраста. Как, на ваш взгляд, должна строиться подготовка молодых футболистов?

– Мы часто слышим общие слова о том, что нужно поднять детско-юношеский футбол, но хотелось бы конкретики. Базовый элемент – это прием мяча, без него нельзя ни ударить по воротам, ни отдать передачу, ни пойти в обводку. На остановке мяча строятся и другие элементы игры. Например, когда я играл в Испании, то бросалось в глаза, что футболисты там заметно лучше наших по уровню индивидуальной подготовки. Мы можем сколько угодно готовить ребят физически, тактически и психологически, что также крайне важно, но прогресс возможен только через владение мячом, начинающееся с его остановки. По большому счету футбол у нас в России довольно простая штука: умеешь остановить мяч и обыграть, ты уже становишься хорошим игроком, добавляешь к этому обводку на ходу, превращаешься в звезду, а уже получив уверенность в себе, есть шанс стать признанным мастером и за границей. Яркий пример – Андрей Аршавин, который принимал мяч, уходил с места, обыгрывал одного-двух соперников, и остановить его было уже невозможно. Такие же люди Мигель Данни или Алехандро Домингес. Можно взять в качестве примера и неатакующего игрока вроде Юры Жиркова. Занимая на поле место левого защитника, он может принять мяч, обыграть, поддержать атаку и даже забить. Или Олег Шатов, сколько ему дал мини-футбол, где намного больше контакта с мячом, теперь человек выделяется и на большом поле.


– Но ведь техническая подготовка игроков – это забота детско-юношеских тренеров?

– Не совсем согласен, что вся ответственность должна лежать на тренерах школ и академий. Технически развивать игроков можно на протяжении всей карьеры. Тренеры профессиональных команд должны разучивать технические элементы. Кто-то из футболистов более координирован, кто-то менее, но нужно стараться развивать всех, в том числе и центральных защитников, которые не должны быть на вы с мячом. Если у него что-то не получается, нельзя стесняться, надо подходить и показывать, как ставить стопу, чтобы пас из глубины на 30 метров находил адресата.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (5601) от 08.12.2015.


Комментарии