Мастера скорости. Заслуженный велосипедист нашего города Эдуард Черно-Шварц

В истории велоспорта представители Петербурга занимают видное место. Это относится и к довоенному периоду, когда имена ленинградских велогонщиков становились известными всей стране. Звания заслуженного мастера спорта первым из велосипедистов нашего города удостоился в январе 1946 года блистательный спринтер, бессменный чемпион Ленинграда в течение почти пятнадцати лет Эдуард Черно-Шварц (на снимке в центре).

Мастера скорости. Заслуженный велосипедист нашего города Эдуард Черно-Шварц  | ФОТО Viktor Bystrov on Unsplash

ФОТО Viktor Bystrov on Unsplash

Будущий известный спортсмен родился весной 1907 года в Твери. Школьником любил кататься на дорожном велосипеде. В пятнадцатилетнем возрасте дебютировал в соревнованиях в родном городе и в первом же старте добился третьего места, получив оригинальный приз — серебряную звездочку. 

Черношварц_Репродукция. Фото автора.jpg

Репродукция. ФОТО автора


В Петроград Эдуард приехал в 1923 году для поступления на химический факультет Технологического института. Летом того же года стал призером в велогонках на Елагином острове и на Волхонке вблизи Володарской. В городе на Неве он также впервые попал на трек и увлеченно соревновался в трековых гонках на протяжении четверти века. В 1924‑м Черно-Шварц принял участие в велопробеге Ленинград — Чудово — Новгород — Феофилова пустынь — Луга — Ленинград. На чемпионате страны того года на треке клуба «Красная Пресня» в Москве ленинградец открыл счет своим многочисленным наградам всесоюзных соревнований. Эдуард был третьим в гонке на один километр.

В 1926 году советские велосипедисты впервые выезжали на состязания за рубеж — во Францию и Германию. В группу гонщиков входил и чемпион Ленинграда студент Черно-Шварц. В Париже и Берлине были одержаны убедительные победы. После финального заезда 15 августа на парижском муниципальном велодроме Эдуарду аплодировали 30 тысяч зрителей. В ходе гонки на 1 км, взбираясь на вираж, он неожиданно для соперников резко спуртовал и финишировал первым, промчавшись последние 200 метров за 12,8 секунды. Трибуны долго скандировали двойную фамилию: «Чер-но-Шварц!». Неделю спустя в Берлине ленинградский гонщик занял первое место в заезде на 15 кругов с выбыванием. Сборная СССР с Эдуардом в составе победила в обоих городах и в командных гонках — на 5 км в Париже и на 10 кругов в Берлине, причем предоставляла соперникам, членам рабочих союзов, гандикап. И в дальнейшем один из лучших мастеров советского велоспорта неоднократно стартовал на международных соревнованиях, получал медали чемпионатов СССР, ВЦСПС, Ленинграда, устанавливал всесоюзные рекорды. Один из них — 1 мин. 11,5 сек. в гите на 1 км с хода — продержался двенадцать лет, с 1935‑го до 1947‑го. В гоночной карьере спортсмен представлял ленинградский Центральный дом физической культуры, спорт­общества «Каучук», «Большевик» и «Буревестник», ВЦСПС. В 1944 и 1945 годах выступал за Свердловск. Отмечая заслуги велогонщика, спорткомитет этого города учредил приз имени Черно-Шварца, который разыгрывался ежегодно. Кипучую спортивную деятельность спортсмен успешно сочетал с работой. В первой половине 1930‑х годов он был техническим директором завода «Красный треугольник», затем трудился в филиале института «Резинопроект», в котором вырос от инженера до главного инженера и директора. С 1946‑го по 1949‑й Эдуард снова защищал спортивную честь Ленинграда и завершил карь­еру в 42 года. Занимался тренерской деятельностью в обществах «Зенит» и «Труд», стал заслуженным тренером РСФСР и судьей всесоюзной категории. За успехи в спорте удостоился в 1957 году медали «За трудовую доблесть», а за вклад в развитие резиновой промышленности страны награжден орденом Ленина. Становился также лауреатом Государственной премии СССР. С 1991 года Эдуард Борисович проживал в США, скончался в 1997‑м.

Звания заслуженного тренера СССР в феврале 1961 года удостоился Николай Бабанцев, первым из представителей велоспорта нашего города добившийся такого статуса. В тот период он работал в красноярском спортобществе «Труд». В сибирский город ленинградский велосипедист приехал в ноябре 1959 года. Николай родился 25 октяб­ря 1928 года в Ленинграде, окончил Институт физкультуры имени П. Ф. Лесгафта. Выступал за ДСО «Большевик» и «Буревестник», сборную города, был призером всесоюзных соревнований, чемпионом и рекорд­сменом Ленинграда, возглавлял городскую секцию (федерацию) конькобежного спорта. В 1954‑м спортсмен добился всесоюзного достижения в велогонке на 150 км на Минском шоссе близ Москвы — 3 часа 24 мин. 23,4 сек. Оно не было побито в течение восьми лет.

Начав преподавать физическую культуру в Ленинградском государственном университете, Николай решил здесь же получить юридическое образование и заочно окончил юрфак. В ЛГУ Бабанцев проработал одиннадцать лет. А затем первым в стране обратился с призывом к ведущим тренерам оказать помощь в развитии физкультуры и спорта отдаленным районам и отправился в Красноярск. Там стал инициатором многодневных велогонок, зимних велопробегов до Шушенского, создал коллектив велосипедистов из трех сотен человек. За короткий период пять его учеников выполнили нормативы мастеров спорта. До этого и в Ленинграде воспитанники Николая становились мастерами спорта. Поэтому, отмечая большую работу по развитию велоспорта в Красноярском крае, а также подготовку классных спорт­сменов, центральный совет Союза спортивных обществ и организаций присвоил Бабанцеву звание заслуженного тренера СССР.

Известный специалист, который два года входил в тренерский штаб сборной СССР по велоспорту, трудился также в органах прокуратуры Красноярского и Целинного краев. В Ленинград вернулся в 1965 году тоже на прокурорскую должность, а спустя два года стал тренером Центральной СДЮСШ гороно. С середины 1970‑х Бабанцев возглавлял учебное управление Северо-Западного заочного политехнического института, с 1986‑го работал в Академии (Университете) гражданской авиации — заведующим кафедрой гражданского и уголовного права, деканом юридического факультета. Многие годы был членом коллегии адвокатов, награжден медалью имени Ф. Н. Плевако. В 2009 году вышла в свет его книга воспоминаний «Дистанция длиною в жизнь». Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Российской академии юридических наук, Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, Международной академии транспорта Николай Федорович Бабанцев скончался 14 июля 2019 года, похоронен на Большеохтинском кладбище.


#легенды спорта #велоспорт #заслуженные спортсмены

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 92 (7668) от 23.05.2024 под заголовком «Мастера скорости».


Комментарии