Марины для Петра

Парусный спорт может быть не просто дорогой и красивой забавой, порой он приносит серьезный доход госбюджету. В конце минувшей недели эта тема в числе прочих обсуждалась на президиуме петербургского Парусного союза.

Марины для Петра  | ФОТО Михаила КИСТЕРЕВА

ФОТО Михаила КИСТЕРЕВА

Территория речного яхт-клуба профсоюзов на Петровской косе, где проходил президиум, чем-то напоминает положение дел в питерском парусном спорте: с одной стороны – красивые яхты с мечтательными парусами, с другой – доки, где разрозненные детали стремятся собрать воедино специально обученные люди. Многие прибрежные города холят и лелеют инфраструктуру парусного и гребного спорта. В формировании бюджета таких регионов, а порой целых государств (как, например, Греция, Турция, Кипр, Хорватия, Франция) в отличие от России они играют немалую роль.

К примеру, не наделенная природными ресурсами Эстония, чей суверенный путь начался в унисон российскому, развила яхтенный туризм до уровня самоокупаемости – страну ежегодно посещают более 20 тыс. «самоплавающих» туристов. И в дальнейшем она связывает с этой отраслью серьезные планы. Хельсинки, где данной сферой озадачились куда раньше, нежели на постсоветском пространстве, за один сезон получает с нее под 14,5 млн евро. Но вне конкуренции здесь Турция, за год «собирающая» с любителей парусных путешествий 2,5 млрд евро. В стране работает госпрограмма развития марин (специально оборудованных стоянок для яхт), целью которой является достижение в будущем ежегодной отметки в 14,6 млрд евро.

Яхтенный туризм – развлечение недешевое, но в мировой практике вполне посильное среднему классу. Большинству туристов не нужны прибрежные гостиницы – они спокойно могут жить на борту (благо тот зачастую оборудован лучше многих номеров отелей класса «люкс»). Однако инфраструктура вроде технического обслуживания и уборки судна, стиральных машин и сушильных камер для вещей мореплавателей, а также сауны и бани для них самих играет серьезную роль. И в этом плане некогда морская столица России смотрится не в самом приглядном свете.

Во многом «благодаря» тому один из самых привлекательных для интуристов российских городов за год посещают лишь шестьдесят яхт-туристов. В Питере есть на что посмотреть, есть где «походить», но нет соответствующей инфраструктуры. В портовом граде Святого Петра не хватает, в частности, стоянок. Из существующих марин, принадлежащих действующим яхт-клубам и поддерживающихся в удовлетворительном состоянии, не все могут принять гостевые суда. А вместимость тех, что могут, рассчитана на 15 – 20 мест.

Непросто яхтсменам отыскать и заправку на воде. Притом что топлива современные суда «жрут» немало: 40 – 60 литров в час считается экономичным расходом. В яхт-клубе с усмешкой вспоминают случай, когда несколько лет назад четыре судна решились на экспериментальный поход через Волго-Балтийский водный путь до Москвы. И пока те рассекали волны, по суше параллельно двигался арендованный бензовоз, дозаправлявший лодки 98-м топливом. А ведь при должном уровне развития Петербург мог бы принимать не менее 40 тыс. яхтенных туристов. Финансовая привлекательность 200-километровой береговой полосы оценена экспертами из Германии и Швейцарии в 1,5 – 1,6 млрд евро в год. Такие денежные перспективы, однако ж, не подтолкнули инвесторов в эту сферу. Хотя одни лишь места для хранения сулят неплохие выгоды.

Яхт в Петербурге немного – 990, из них 150 относятся к разряду спортивных. И когда наступает зима, покрывая воду льдом, им во избежание деформации лучше быть на берегу, а еще лучше – в крытом помещении. Поскольку специализированных «ангаров» немного, хранятся яхты зачастую где получится: на дачах, овощебазах и т. п. А ведь за рубежом доход от семимесячного хранения в «тепличных условиях» в среднем составляет от 7 до 14 тыс. евро...

По мнению руководителя рабочей группы по разработке региональной целевой программы комплексного освоения береговых территорий Санкт-Петербурга Александра Уралова, автора докладов «Закон о морской деятельности РФ» и «Закон о морском пространственном (экваториальном) планировании», желающих вложиться в развитие яхтенной инфраструктуры (а их немало) отпугивает несовершенство нашего законодательства в данной сфере и отсутствие общих правил игры. «Бизнесу нужна благоприятная среда. Чтобы правила не менялись ежедневно, – рассуждает он. – А ее сейчас нет. В таких условиях едва ли кто решится рисковать деньгами. Тем более перспективы у такого бизнеса долгосрочные – в плюс можно выйти не раньше, чем через восемь-девять лет. Да и то при наличии двухсотместной стоянки».

Изменения в правилах нередко случаются оттого, что прибрежные территории привлекают, к примеру, строителей элитной, видовой недвижимости, отелей и пр. Дефицит земли и так является одним из главных препятствий для появлений новых стоянок. А риск того, что сегодняшний причал завтра может стать многоэтажкой, бизнесу энтузиазма не добавляет. Тем более иностранному, привыкшему к четкому пониманию ситуации в настоящем и логично прогнозируемому будущему.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (5561) от 08.10.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Футбол и пустота. Как «Зенит» играл дома без болельщиков
16 Августа 2018

Футбол и пустота. Как «Зенит» играл дома без болельщиков

Без зрителей «Зенит» в своей истории играл дома довольно часто и в целом удачно. «СПб ведомости» вспоминают экзотические с точки зрения антуража встречи.

Какое будущее ждет сборную России по футболу после ЧМ-2018
11 Июля 2018

Какое будущее ждет сборную России по футболу после ЧМ-2018

С момента славного вылета сборной России с домашнего чемпионата мира по футболу минуло уже несколько дней. Эйфория проходит, пора задуматься о перспективах национальной команды в свете Евро-2020 и ЧМ-...

Вячеслав Войнов: побег из скучного царства в НХЛ
10 Июля 2018

Вячеслав Войнов: побег из скучного царства в НХЛ

Вслед за Ильей Ковальчуком еще один хоккеист СКА пытается вернуться в НХЛ. Ведущий защитник петербургского клуба Вячеслав Войновможет оказаться одноклубником с экс-форвардом армейцев.

Четыре четвертьфинала футбольной сборной СССР
06 Июля 2018

Четыре четвертьфинала футбольной сборной СССР

Предстоящий четвертьфинал чемпионата мира станет первым в российской футбольной истории. Cборная СССР четырежды доходила на ЧМ до этой стадии. «Санкт-Петербургские ведомости» вспоминают все эти игры.

СКА: кадровые перестановки перед новым сезоном
06 Июня 2018

СКА: кадровые перестановки перед новым сезоном

Вместе с тренерским составом СКА, который в новом сезоне возглавит Илья Воробьев, серьезно обновляет и игровой. На данный момент из двадцати хоккеистов, у которых 30 апреля истекли контракты, не опред...

Конец и новое начало. Итоги ЧМ по хоккею в Дании
21 Мая 2018

Конец и новое начало. Итоги ЧМ по хоккею в Дании

Финальным матчем между командами Швейцарии и Швеции в Дании вчера финишировал 82-й чемпионат мира по хоккею. Российская команда завершила свое выступление на нем еще в четверг, когда в четвертьфинале ...

Проиграли-пригодились. На ЧМ по хоккею в Дании прибывают игроки из НХЛ
11 Мая 2018

Проиграли-пригодились. На ЧМ по хоккею в Дании прибывают игроки из НХЛ

ЧМ по хоккею наращивает свою мощь. На турнир продолжают прибывать игроки североамериканских клубов, которые вылетели после второго раунда розыгрыша Кубка Стэнли.

Все «золото» мира
06 Сентября 2017

Все «золото» мира

Сестры-близняшки Аверины, представляющие Петербург, произвели на чемпионате мира по художественной гимнастике в итальянском Пезаро настоящий фурор.

Хоккеисты начинают заново
04 Мая 2017

Хоккеисты начинают заново

Матчем Швеция - Россия завтра откроется 81-й по счету чемпионат мира по хоккею.