Марины для Петра

Парусный спорт может быть не просто дорогой и красивой забавой, порой он приносит серьезный доход госбюджету. В конце минувшей недели эта тема в числе прочих обсуждалась на президиуме петербургского Парусного союза.

Марины для Петра  | ФОТО Михаила КИСТЕРЕВА

ФОТО Михаила КИСТЕРЕВА

Территория речного яхт-клуба профсоюзов на Петровской косе, где проходил президиум, чем-то напоминает положение дел в питерском парусном спорте: с одной стороны – красивые яхты с мечтательными парусами, с другой – доки, где разрозненные детали стремятся собрать воедино специально обученные люди. Многие прибрежные города холят и лелеют инфраструктуру парусного и гребного спорта. В формировании бюджета таких регионов, а порой целых государств (как, например, Греция, Турция, Кипр, Хорватия, Франция) в отличие от России они играют немалую роль.

К примеру, не наделенная природными ресурсами Эстония, чей суверенный путь начался в унисон российскому, развила яхтенный туризм до уровня самоокупаемости – страну ежегодно посещают более 20 тыс. «самоплавающих» туристов. И в дальнейшем она связывает с этой отраслью серьезные планы. Хельсинки, где данной сферой озадачились куда раньше, нежели на постсоветском пространстве, за один сезон получает с нее под 14,5 млн евро. Но вне конкуренции здесь Турция, за год «собирающая» с любителей парусных путешествий 2,5 млрд евро. В стране работает госпрограмма развития марин (специально оборудованных стоянок для яхт), целью которой является достижение в будущем ежегодной отметки в 14,6 млрд евро.

Яхтенный туризм – развлечение недешевое, но в мировой практике вполне посильное среднему классу. Большинству туристов не нужны прибрежные гостиницы – они спокойно могут жить на борту (благо тот зачастую оборудован лучше многих номеров отелей класса «люкс»). Однако инфраструктура вроде технического обслуживания и уборки судна, стиральных машин и сушильных камер для вещей мореплавателей, а также сауны и бани для них самих играет серьезную роль. И в этом плане некогда морская столица России смотрится не в самом приглядном свете.

Во многом «благодаря» тому один из самых привлекательных для интуристов российских городов за год посещают лишь шестьдесят яхт-туристов. В Питере есть на что посмотреть, есть где «походить», но нет соответствующей инфраструктуры. В портовом граде Святого Петра не хватает, в частности, стоянок. Из существующих марин, принадлежащих действующим яхт-клубам и поддерживающихся в удовлетворительном состоянии, не все могут принять гостевые суда. А вместимость тех, что могут, рассчитана на 15 – 20 мест.

Непросто яхтсменам отыскать и заправку на воде. Притом что топлива современные суда «жрут» немало: 40 – 60 литров в час считается экономичным расходом. В яхт-клубе с усмешкой вспоминают случай, когда несколько лет назад четыре судна решились на экспериментальный поход через Волго-Балтийский водный путь до Москвы. И пока те рассекали волны, по суше параллельно двигался арендованный бензовоз, дозаправлявший лодки 98-м топливом. А ведь при должном уровне развития Петербург мог бы принимать не менее 40 тыс. яхтенных туристов. Финансовая привлекательность 200-километровой береговой полосы оценена экспертами из Германии и Швейцарии в 1,5 – 1,6 млрд евро в год. Такие денежные перспективы, однако ж, не подтолкнули инвесторов в эту сферу. Хотя одни лишь места для хранения сулят неплохие выгоды.

Яхт в Петербурге немного – 990, из них 150 относятся к разряду спортивных. И когда наступает зима, покрывая воду льдом, им во избежание деформации лучше быть на берегу, а еще лучше – в крытом помещении. Поскольку специализированных «ангаров» немного, хранятся яхты зачастую где получится: на дачах, овощебазах и т. п. А ведь за рубежом доход от семимесячного хранения в «тепличных условиях» в среднем составляет от 7 до 14 тыс. евро...

По мнению руководителя рабочей группы по разработке региональной целевой программы комплексного освоения береговых территорий Санкт-Петербурга Александра Уралова, автора докладов «Закон о морской деятельности РФ» и «Закон о морском пространственном (экваториальном) планировании», желающих вложиться в развитие яхтенной инфраструктуры (а их немало) отпугивает несовершенство нашего законодательства в данной сфере и отсутствие общих правил игры. «Бизнесу нужна благоприятная среда. Чтобы правила не менялись ежедневно, – рассуждает он. – А ее сейчас нет. В таких условиях едва ли кто решится рисковать деньгами. Тем более перспективы у такого бизнеса долгосрочные – в плюс можно выйти не раньше, чем через восемь-девять лет. Да и то при наличии двухсотместной стоянки».

Изменения в правилах нередко случаются оттого, что прибрежные территории привлекают, к примеру, строителей элитной, видовой недвижимости, отелей и пр. Дефицит земли и так является одним из главных препятствий для появлений новых стоянок. А риск того, что сегодняшний причал завтра может стать многоэтажкой, бизнесу энтузиазма не добавляет. Тем более иностранному, привыкшему к четкому пониманию ситуации в настоящем и логично прогнозируемому будущему.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (5561) от 08.10.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
«Ленинградка» повзрослела. Женскую волейбольную команду из Петербурга не узнают в новом сезоне
23 Августа 2019

«Ленинградка» повзрослела. Женскую волейбольную команду из Петербурга не узнают в новом сезоне

Настолько опытной по составу представляющая город в женской суперлиге команда не была никогда.

Дзюба под вопросом. Нападающий может уйти из «Зенита» в следующем году
13 Августа 2019

Дзюба под вопросом. Нападающий может уйти из «Зенита» в следующем году

Соглашение форварда сборной России с «Зенитом» завершится летом 2020-го.

Смертельный бой. Максим Дадашев не должен был выходить на ринг в тот день
31 Июля 2019

Смертельный бой. Максим Дадашев не должен был выходить на ринг в тот день

Спортсмену нельзя было драться из-за перенесенного ранее менингита.

Уйти по-зенитовски. 5 футболистов, дольше всех игравших за «сине-бело-голубых»
18 Июля 2019

Уйти по-зенитовски. 5 футболистов, дольше всех игравших за «сине-бело-голубых»

Как и когда завершали карьеру футболисты, проведшие максимальное количество игр за «Зенит»?

Дуглас Сантос объяснил, почему не разговаривает с Дзюбой
15 Июля 2019

Дуглас Сантос объяснил, почему не разговаривает с Дзюбой

У двух футболистов пока не получается выстроить диалог.

Оставили без звезд. Матч лучших игроков КХЛ перенесли в Москву
09 Июля 2019

Оставили без звезд. Матч лучших игроков КХЛ перенесли в Москву

Звезды лиги соберутся предстоящей зимой в столице на «ВТБ-арене».

Лиза прокатится по-канадски. Чем Туктамышева удивит в новом сезоне?
05 Июля 2019

Лиза прокатится по-канадски. Чем Туктамышева удивит в новом сезоне?

Блиставшая в прошлом сезоне фигуристка начнет «Гран-при»-2019 в Лас-Вегасе в очень звездной компании.

От «Тамбова» до «Сочи». Новички вернутся в ФНЛ?
25 Июня 2019

От «Тамбова» до «Сочи». Новички вернутся в ФНЛ?

Обе команды проводят межсезонье, мягко говоря, не амбициозно.

Перекресток пяти дорог. Как сложится карьера Ильи Ковальчука после неудачного сезона?
25 Июня 2019

Перекресток пяти дорог. Как сложится карьера Ильи Ковальчука после неудачного сезона?

Предположим пять вариантов дальнейших взаимоотношений хоккеиста с «Лос-Анджелес Кингз».

Не все то золото, что блестит. 5 самых неудачных трансферов «Зенита»
14 Июня 2019

Не все то золото, что блестит. 5 самых неудачных трансферов «Зенита»

Какие приобретения клуба оказались бесполезными?

Хоккейные «бывшие». Чем сейчас занимаются экс-тренеры СКА?
11 Июня 2019

Хоккейные «бывшие». Чем сейчас занимаются экс-тренеры СКА?

Всего за годы выступлений в КХЛ клуб сменил девять тренерских штабов.

СКА без приставки «супер». Почему лучшие хоккеисты покидают команду?
07 Июня 2019

СКА без приставки «супер». Почему лучшие хоккеисты покидают команду?

Отток игроков продолжается. Уезжает даже молодежь из дочерних команд.