Командный допинг

Пока комиссия WADA продолжает расследование применения допинга в российском спорте, набирает силу еще один похожий скандал вокруг лыжной сборной Норвегии. На днях попалась вторая суперзвезда - семикратная чемпионка мира «горная королева» с модельной внешностью Тереза Йохауг.

Командный допинг | Иллюстрация Ververidis-Vasilis/shutterstock.com

Иллюстрация Ververidis-Vasilis/shutterstock.com

Напомню, в начале лета за нарушение антидопинговых правил на два месяца был отстранен лидер мужской норвежской команды Мартин Сундбю. Затем в прессе появился вал публикаций о применении противоастматических препаратов здоровыми норвежскими спортсменами, а теперь приключился и полноценный настоящий допинг. В пробе Йохауг от 16 сентября был обнаружен клостебол (анаболический стероид). Как утверждают норвежцы, вещество попало в организм спортсменки вместе с кремом для губ трофодермином, который она использовала из-за солнечного ожога. Крем был дан спортсменке врачом национальной команды Фредриком Бендиксеном, который заверил ее, что запрещенных веществ в препарате нет.

Правда это или нет - решать WADA. Думается, в другое время Терезе могли бы назначить относительно мягкое наказание, но сейчас, когда в центре внимания находятся норвежские лыжники, с одной стороны, и сама WADA - с другой, снисхождения, скорее всего, не будет. Максимальные четыре года вряд ли дадут, а вот «двушечку» влепить должны. Но главное, что внимание к норвежцам теперь будет еще более пристальным, и это правильно. Может быть, сама Тереза действительно случайно применила этот крем, но в целом спортсмены этой страны случайностями не балуются, а их постоянные успехи вызывают настолько сильные подозрения, что они давно переросли в уверенность.

Слов нет, Норвегия - страна лыжная и снежная. Но и Швеция с Финляндией в этом плане ничуть не хуже. Да и в России, в общем, снег имеется, и профессионалы этого вида тоже. И в родственном биатлоне Норвегия, хоть и является одним из лидеров, но именно что «одним из», - ни о каком безоговорочном превосходстве нет и речи. В лыжных гонках норвежцы выигрывают подозрительно много, а норвежки и вовсе практически все, причем чаще всего за явным преимуществом. Они что, тайный секрет знают, философские лыжные палки изобрели? У них суперсистема подготовки, до которой остальные все никак не могут дойти?

То же самое мы полтора десятилетия назад видели от наших великих (в кавычках или нет) лыжниц. И все мы знаем, что было потом и что было главной причиной их безоговорочных побед. Нам рассказывали про огромную работу, многочасовые тренировки, систему подготовки... И кто спорит, все это было, но только ведь и соперницы тренировались не меньше. Победы при прочих равных приносило не это. Похожая история и с российскими ходоками, которые якобы тренировались в отдаленных мордовских деревнях, совершая долгие пешие переходы и используя уникальные методики Виктора Чегина. Теперь мы знаем, что стояло за всем этим. Убежден, именно спортивная ходьба стала тем камнем, с которого началась антидопинговая лавина, накрывшая почти весь российский спорт.

Подобные случаи тотального превосходства спортсменов одной страны почти всегда имеют свою темную сторону. Мы уже многое знаем о кенийских бегунах (а сколько рассказывали про уникальные особенности племени масаи), наверняка услышим и о ямайских спринтерах. Разве что нашим гимнасткам-художницам и синхронисткам в этом плане ничего не грозит - уж больно виды чистые, заведомо недопинговые.

Чем вообще плох допинг, почему его запрещают? Вообще-то из-за вреда для здоровья спортсменов, что особенно ярко видно на примерах штангистов и особенно бодибилдеров, среди которых в последнее время прокатилась целая эпидемия загадочных смертей в расцвете лет. Но с точки зрения спортивного бизнеса куда опаснее другая проблема, когда запрещенные вещества дают заведомое преимущество одним спортсменам по сравнению с другими, фактически убивая всю соревновательную интригу. И потому вот такой «командный» допинг хуже обыкновенного, «личного». Когда спортсмен идет на обман ради победы, он в принципе играет по общим правилам, соизмеряя шанс успеха с риском разоблачения. Но вот если он защищен большой системой с врачами и функционерами, то имеет заведомое преимущество над любым одиночкой.

В этом плане одинаковым злом выглядят что норвежцы с их астмой, что американцы с сотнями терапевтических исключений, что россияне из недавнего прошлого с «карманной» РУСАДА. Мы вынуждены очищаться, но как насчет остальных? Впрочем, разницу между нашей страной и остальными не стоит и преувеличивать. Дисквалификацию по глупости заработала Мария Шарапова, теперь то же самое (если не пытается ввести нас в заблуждение) сделала Тереза Йохауг. Американцы получают терапевтические исключения: но ведь их, пусть и в меньших масштабах, делаем и мы. Согласно отчету РУСАДА, за один 2015 год эта организация разрешила в медицинских целях употребление запрещенных веществ 25 спортсменам, среди из них оказались 11 астматиков. Не так уж и мало, между прочим...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (5811) от 18.10.2016.


Комментарии