Клубы держатся без денег
По оценкам сайта Sports.ru, совокупные бюджеты российских футбольных клубов в прошлом сезоне составили 850 миллионов долларов - совсем не мало. Однако если сравнить с предыдущими годами (1,1 миллиарда в 2014 - 2015 годах и 1,5 миллиарда еще одним ранее), то тенденция падения станет очевидной.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Правда, это в валюте. В рублях, получается, бюджеты более-менее стабильны, так что отдельные отрасли экономики футболу могли бы и позавидовать. Но поскольку основные расходы, и прежде всего зарплаты, номинированы в валюте, то возможности клубов в реальности упали очень сильно, а значит, вроде бы должна была снизиться и конкурентоспособность на европейской арене. Тем более что в ведущих европейских чемпионатах бюджеты, напротив, растут.
Ничего подобного мы не видим. Российские клубы наконец-то поднялись на шестое место в таблице коэффициентов УЕФА, а по результатам этого года и вовсе опережают Францию, Италию и даже Германию! Понятно, что это временно, но все равно вызывает уважение. Притом что статистику сильно испортил «Спартак», умудрившийся вылететь еще в первом предварительном раунде.
Это исключение, которое только подтверждает правило. Как раз «Спартак» выглядит благополучно на общем фоне и готов тратиться на новичков. Пока ограниченные финансовым фэйр-плей «Зенит», ЦСКА и «Краснодар», не говоря уже о нищем «Ростове», считают каждую копейку, стараются продать игроков подороже, а купить подешевле, клуб Леонида Федуна живет по прежним, докризисным, нормам. В этом сезоне он успел сменить тренера, вылететь из двух кубковых турниров, да и нынешнее лидерство в чемпионате, есть подозрение, закончится очень скоро.
Еще более выпуклый пример вредной расточительности - «Рубин», чьи трансферные затраты этим летом походили не просто на пир во время чумы, они представляются полным сумасшествием. Зачем в команде нужны 16 легионеров в условиях нынешнего лимита «не больше шести на поле»? Очевидно, в Казани просто бросают деньги на ветер или «пилят на трансферах».
Здесь, собственно, и зарыта собака. Большие деньги сами по себе могут работать на результат, если сочетаются с грамотным управлением. Но в российских условиях они чаще приводят к тому, что за этими деньгами тянутся темные дельцы - мастера откатов и распилов. Как раз эти люди и приносят отрицательный результат. Когда же кормушка становится меньше, оказываются востребованы настоящие профессионалы - те, кто умеет добиваться результатов за счет хорошей работы.
И вот мы уже видим такие блестящие трансферы, как продажа Халка в Китай за 50 с лишним миллионов и покупка Жулиано за на порядок меньшую сумму. Раньше-то чаще было наоборот: покупали дорого, продавали дешево или вовсе бесплатно. «Зенит» в этом смысле выглядит образцом управленческого прогресса. Может быть, он и остается самым богатым клубом страны, но и по заработкам питерцы тоже вне конкуренции. За последний год «Зенит» заработал порядка 30 миллионов евро от Лиги чемпионов и больше 70 от продажи Халка и Гарая. Плюс доходы от рекламы, атрибутики и продажи билетов, вот и получается вполне себе самоокупаемый клуб. Понятно, что до стабильной бизнес-модели здесь далеко, но правильное направление очевидно.
К сожалению, одной экономией к светлому будущему не придешь. Российскому футболу не хватает двух краеугольных камней: выстроенной системы подготовки футболистов и реальной популярности футбола - полных стадионов и высоких телерейтингов, а они по-прежнему на нуле - смотрят у нас только сборную. Посещаемость чуть подросла - в позапрошлом сезоне было 10 151 зритель за матч, в прошлом - 11 046, сейчас - 11 517. Однако это рост формальный: в сезоне-2014/15 на реконструкции оказались сразу несколько арен, отсюда и ужасное падение - сейчас посещаемость просто вернулась к обычным цифрам. В нынешнем сезоне она еще наверняка упадет - зимой на футбол у нас ходят, естественно, меньше. По идее, новые арены «Спартака», «Рубина», ЦСКА и «Краснодара» должны были стать драйвером роста, пока же аншлаг случился только однажды, когда спартаковцы обыграли 3:1 армейцев.
Понятно, что в кризис денег у людей стало меньше, свободного времени тоже, а билеты в свою очередь подорожали. Бороться за посещаемость трудно, но ведь у театров, например, это получается. Можно обреченно признать, подобно тренеру ЦСКА, что Россия просто-напросто нефутбольная страна - и это во многом будет правдой. Но есть и другая правда - с болельщиками у нас просто-напросто не научились работать (разве что новое руководство московского «Локомотива» устраивает в последнее время для них различного рода предматчевые развлечения). И здесь тоже очевидно вредное влияние шальных денег «тучного» десятилетия, когда за зрителей никто не боролся, поскольку благополучие клубов от них практически не зависело.
Теперь ситуация изменилась - деньги от билетов и рекламы нужны как воздух, а значит, должны быть востребованы профессионалы по работе с болельщиками. Нужны хорошие продажники и маркетологи, и таких в стране совсем не мало. Есть надежда, что резкое сокращение финансовых потоков поможет повышению профессионализма и в спортивном маркетинге - точно так же, как это произошло в трансферной политике.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (5831) от 16.11.2016.
Комментарии