Клерк большого хоккея
Кабинет Петра ВОРОБЬЕВА, заместителя генерального директора ХК СКА, курирующего подготовку резерва, наш корреспондент Даниил РАТНИКОВ обнаружил на втором этаже «Хоккейного города». На рабочем столе стопками книги — каждая полметра высотой. Рядом старенький блокнот, куда бывший тренер «Лады», «Динамо», «Локомотива» и олимпийской сборной России записывает понравившиеся ему фразы и вклеивает интересные газетные публикации, а это широкое поле.
ФОТО Александра КУЛЕБЯКИНА
Крепким словом под ружье
— Каждый день не меньше 50 страниц читаю, понравившиеся фразы отмечаю либо выписываю.
— И давно уже?
— Этот блокнот в 1985 году начал и бережно его храню. Хорошим фразам требуется бережное отношение. Вот, допустим, первую попавшуюся страницу открываю: «Удача приходит к тем, кто вопреки сопротивлению и обстоятельствам идет к намеченной цели». Знаете, кто сказал?
— Без понятия.
— Футболист Виктор Прокопенко. У меня много различной литературы. Оставшись без активной тренерской работы, я помногу просиживаю в офисе — клерком работаю.
— Смеетесь?
— По факту я действительно больше административными делами занимаюсь. На лед не выхожу. Поэтому стараюсь знакомить ребят с материалом: если сам увижу что-то интересное, пытаюсь донести до них.
— Ребятам из дочерних команд СКА?
— Да. Я сейчас отслеживаю «СКА-Неву», СКА-1946, «СКА — Серебряных львов», «СКА-Варягов». Плюс юниорские команды. Пласт работы огромный. Смотрим, даем рекомендации. Или вот, например, книжка Джона Вудена. Это один из самых авторитетных баскетбольных тренеров, первый, кого включили в Зал баскетбольной славы и как игрока, и как тренера. Вуден подготовил наибольшее число кандидатов в олимпийские команды США и профессиональные лиги. Его книжонка, которая, видите, стоила 1 руб. 30 коп., до сих пор не потеряла актуальности. Первое, на что я обратил внимание, это защита: индивидуальные действия, командные. Распечатал, раздал всем подведомственным командам.
— Хоккеистов учили по баскетбольным конспектам?
— А хоккей и баскетбол серьезно пересекаются. Игровые виды спорта в принципе во многих вещах одинаковы. Хоккей, кстати, немножечко полегче баскетбола — у нас есть клюшка, с которой вероятность перехвата игрового снаряда значительно выше. Так вот, Вуден пишет: «Я много тренировался. Наслаждался игрой с ребятами моего возраста, а еще много тренировался один. Я знал, чтобы куда-то попасть, мне нужно заняться собой. Я тренировался не только для болельщиков, пытался тем самым удовлетворить собственные амбиции». О, а вот здесь про меня заметка... Прочитать?
— Конечно.
— «Нет ничего прекрасней, чем вид искусно работающего мастера. Вновь ликование, и вновь Петр Ильич Воробьев призывал своих парней на скамейке не терять концентрации на льду. На сей раз посылы тренера были услышаны и выполнены. Несколько хороших атак, грамотная игра в центре поля и у бортов, а главное, ни одного удаления — вот те слагаемые, которые помогли ребятам в красной форме добиться итогового успеха». Я, собственно, к чему это озвучил — задача тренера управлять игрой и своими игроками, держать ход событий в своих руках. Иначе успеха не жди. Сериал «Пепел» помните? Там капитан Красной армии рассказывает: «Бой требует непрерывного управления. Задача управления состоит в том, чтобы твердо держать в своих руках ход событий, все время подчинять их своей воле и удерживать за собой инициативу действий». И вот вам пример из хоккея на эту тему. В «Хоккейном городе» играет «СКА-Нева», наши пропускают в первой же смене. Через пять минут уже 0:2. Надо выбираться, а игра со скрипом идет. Один голик все-таки отыграли, второй только в третьем периоде наковыряли, а следом еще шайбу забросили.
— Прорвало...
— Не совсем. До конца третьего периода пять минут — и они пропускают дважды. Проиграли, хотя матч был в их руках! В чем причина?
— Управление командой?
— Именно. А основным аспектом управления является принятие решения. Тренерский состав — команда быстрого реагирования. Нужно быть уверенным в том, кому конкретно доверять игру. Это и перед игрой имеет значение — какой состав выставить, какого вратаря, — и во время матча. Вот вам цитата: «Единожды предоставленный своему течению ход боя трудно затем вновь подчинить своей воле. А отказ в управлении ведет к потере инициативы». Поэтому команды должны быть четкими, быстрыми, ясными.
— В российском-то тренерском цеху команды четче некуда.
— Юрия Моисеева, многолетнего помощника Виктора Тихонова в ЦСКА, в свое время, кстати, осуждали за то, что он много ругался матом. Не только он, конечно, ругался — таких немало было, я — не исключение. В критической ситуации приходится поднимать под ружье крепким словом. С Юрзиновым, когда вместе тренировали «Динамо», мы часто гуляли. Как аппетит приходит во время еды, так и мысли во время разговора. Во время этих прогулок родились многие фразы, которыми до сих пор постоянно пользуется хоккейная общественность.
— Например?
— «Выцарапывать шайбу»,
«Проткнуть шайбу». Это все Владимир Владимирович придумал. А короче не скажешь...
Философия простая, где-то театральная
— Допустим, в Германии, где вы работали в начале 1990-х, какие крепкие слова находили, чтобы поставить под немецкое ружье?
— Самые распространенные все понимают. Я, когда во Франкфурт ехал, думал, школьного запаса мне хватит. «А если нет, — размышлял, — на месте подучу». На деле же оказалось сложнее. Девочка-преподаватель, помогавшая мне с немецким, постоянно попрекала меня. «Вы, — говорит, — немецкие фразы по-русски строите. Так нельзя!» Но приходилось выкручиваться...
— Непросто было советскому тренеру руководить игроками совершенно несоветской ментальности?
— У меня работа была четко отлажена — как и принято в этой стране. План тренировок, игр — все на карандаше. А ребята чувствуют порядок, поэтому нормально работали. Мой друг, Евгений Трефилов, тренирующий гандболисток, часто приходил в Тольятти на наши занятия. «Ильич, — говорит, — хочу понять, что ты делаешь». А у меня философия простая, где-то театральная: нарабатываешь определенные эпизоды матча, затем объединяешь их воедино и получается постановка игры. Вот тебе и готовый игровой спектакль.
— Выходит, хоккейный спектакль тоже состоит из мизансцен?
— Хоккей и театр не только я сопоставлял. Николай Пучков писал в своей книге: «В хоккее все делается по Станиславскому — в состав попадают необходимые на сегодня игроки, в коих уверен тренер. Подчас — даже на самых престижных соревнованиях — лучшие могут оказаться вне состава, потому что другие нужнее. Победа команды начинается с ее состава. Не страшно проигрывать в спорте. Куда хуже не разобраться в своих слабостях. Без изменения характера боя, без внесения тактических и психологических корректив в матче с разным противником не выиграть». По-моему, красиво...
— Согласен.
— Еще Николай Георгиевич одним из первых признал, что играть в хоккей, который был в союзные времена — построение 2-1-2, — может позволить себе только сборная страны, где серьезная квалификация игроков. Кстати, касаемо разделения игры на моменты или, как вы говорите, «мизансцены»... Показателен пример тренера Жозе Моуриньо...
— Это вы уже про футбол, кажется...
— Да. Так вот, у него, говорят, вся игра поделена на квадратики. И каждый игрок в курсе, что в каком квадрате делать нужно, а что категорически запрещается. Например, мы, тренеры старшего поколения, не особо доверяем экспромтам. У каждого — определенный набор стандартов, по которым нужно пройтись на последней перед игрой тренировке. У меня — пять-шесть основных упражнений, которые я лет двадцать назад придумал, и они до сих пор работают.
— Главная философия которых — не пропустить...
— Журналисты любили камень в мой огород запустить. Дескать, спорту нужна зрелищность, голов побольше. В пользу результативности даже правила хоккея в последние годы меняются. Вплоть до того, что щитки вратарям урезали.
— Но, согласитесь, ничто так не будоражит зрителя, как заброшенная шайба. Разве что драка...
— Да, принцип моей игры нередко называли разрушительным. Но самый красивый результат — на табло.
Гол как лекарство
— Без активной тренерской работы на льду физически как себя «разминаете»?
— Лет до пятидесяти бегал. Долго мог бежать, длинные дистанции преодолевал. С возрастом стало сложнее. Один американский физиолог утверждал, что надо слушать свой организм. В 68 лет уже идешь по пути сохранения энергии.
— Это как?
— Черчилля, который до последних дней любил виски и сигару, как-то спросили: «Как в таком возрасте вам удается оставаться столь энергичным?». «Все просто, — ответил он. — Там, где я могу не стоять, а сидеть, — я сяду. Где могу не сидеть, а лежать — лягу».
— Ярко.
— Один француз, специализирующийся на средствах от стресса, которого в профессии тренера, как вы понимаете, хватает, говорил, что на таких должностях нужно быть гибким: где-то артистом стать — пургу нагнать на людей. Ведь когда в команде все хорошо, это тоже плохо.
— Допустим, в недавней 20-матчевой победной серии СКА что можно отыскать плохого, за что зацепиться?
— А, думаете, Знарку просто было настраивать ребят на каждый последующий матч? Поди придумай мотивацию при таких результатах! Вот, допустим, цитата из Вудена: «Лучшие не всегда разделяют с тренером ответственность за победу. Психологический подтекст такой: вы требуете, чтобы мы выполняли то-то и то-то. Мы это выполним, но, если данных усилий окажется недостаточно, мы в этом не виноваты».
— Как говорил Вячеслав Быков про поражение от Канады в Ванкувере: «Чтобы победить в том четвертьфинале, нужно было не на 100 процентов сыграть, а на 150 — 200. Не просто хорошо, а показать игру своей жизни».
— Настраивать команду на решающий матч, когда всем и так все понятно, это одно. А когда выходишь, допустим, в регулярном чемпионате на соперника низкого уровня, переносить ответственность на игроков не очень легко. Известный в 1940 — 1950-х годах шансонье Вадим Козин говорил: «Надо петь, недопевая». В этой фразе есть что-то...
— Неужели что-то хоккейное?..
— Да. Просто, давая задание на тренировке или в игре, не надо его разжевывать до основания — нужно оставлять место для маневра и фантазии. Особенно это касается нападающих. Итальянский футболист Роберто Бонинсенья утверждал: «Бомбардир должен выходить на поле злым, непримиримым, раздраженным на весь мир. Единственное лекарство, которое может вернуть ему хорошее расположение, это гол».
— В хоккее вам такие часто попадались?
— Немало. С одним из них отыграл пять лет в рижском «Динамо» — это Хельмут Балдерис.
НАША СПРАВКА
Воробьев Петр Ильич. Хоккеист, тренер. Игровое амплуа — нападающий.
Родился 28 января 1949 года в Москве.
Мастер спорта, заслуженный тренер России, заслуженный тренер Латвийской ССР. Окончил Латвийский государственный институт физической культуры и Высшую школу тренеров. В 1996 году награжден орденом Дружбы.
Выступал за «Динамо» (Киев), «Динамо» (Рига), играл за вторую сборную СССР на турнире «Приз «Ленинградской правды». 205 матчей в чемпионатах СССР, 120 шайб.
Тренировал сборную Латвии на ЧМ-2006, молодежные сборные России, «Латвияс Берзс» (Рига), «Динамо» (Рига), «Динамо» (Москва), «Франкфурт Лионс» (Германия), «Торпедо»/«Локомотив» (Ярославль), «Лада» (Тольятти), «Химик» (Мытищи), «Торпедо» (Нижний Новгород), «Локо» (Ярославль), СКА-1946 (СПб), «СКА-Нева» (СПб).
Достижения: чемпион Межнациональной хоккейной лиги (1993), финалист Кубка европейских чемпионов (1991, 1993), чемпион России (1997), серебряный (2005) и бронзовый призер ЧР (1998, 1999, 2003, 2004), обладатель Континентального кубка (2006).
Женат, сыновья Илья и Алексей — профессиональные тренеры.
Комментарии