Классика жанра. Почему Петербургу нужен Центр фехтовальной культуры?

Если бы не самоизоляция, в первый понедельник апреля в городе прошли бы очередные Дни фехтовальной культуры. И ярче, чем обычно: Санкт-Петербургскому фехтовальному клубу исполнилось 15 лет, собирались приехать гости из других стран. Но перенесено до лучших времен, а что можно перенести в онлайн, то представлено на сайте клуба наравне с поздравлениями коллег, спорткомитета, Законодательного собрания. Между тем инициативы клуба уже и президентским грантом отмечены, но открытие доступного для всех Центра фехтовальной культуры остается из области «ну да, размечтались». Почему так - узнали у председателя клуба Алины ТУЛЯКОВОЙ.

Классика жанра. Почему Петербургу нужен Центр фехтовальной культуры? | Петербуржцы уже привыкли: за неделю до Дня города возле Петропавловской крепости собираются все фехтовальщики и те, кто только подумывает взяться за рапиру. Как будет в этом году, пока неизвестно, но отвыкать на всякий случай не будем. ФОТО предоставлено

Петербуржцы уже привыкли: за неделю до Дня города возле Петропавловской крепости собираются все фехтовальщики и те, кто только подумывает взяться за рапиру. Как будет в этом году, пока неизвестно, но отвыкать на всякий случай не будем. ФОТО предоставлено

- Алина, что бы это был за центр?

- Это было бы место, где можно и пофехтовать, и отдохнуть, и поговорить с единомышленниками. И посмотреть на показательные бои, какие бывали в XVIII веке: мастер вызывал кого-нибудь на бой, а публика, как в театре, смотрела на поединок. И танцам поучиться: они наравне с фехтованием служили для физического развития, а в современной жизни очень не хватает координации, изящества движений. И лекции по искусству устраивали бы: в конце концов тот же Альбрехт Дюрер - не только златокудрый красавец на автопортрете, он был классным фехтовальщиком.

Вот весь этот просветительский, воспитательный контекст настолько очевиден, что мы даже президентский грант получили на годовой цикл наших мероприятий. Но с центром все никак не складывается. По распоряжению главы Петроградского района нам показали пустующие помещения для социально ориентированных организаций - мы обрадовались, давно подали документы... А из комитета имущественных отношений никаких известий. Я уже в электронную приемную губернатора обратилась.

- Вы часто говорите, что Петербург - «город фехтовальной культуры». Но вообще-то Петербург ассоциируется... ну... с Пушкиным, а не с фехтовальщиком Гризье. Может, поэтому городским властям не передается ваш энтузиазм?

- Я напомню: в 1715 году Петр I учредил в Петербурге Академию морской гвардии, где фехтование было обязательной дисциплиной. И вы упомянули Пушкина: у него пятерки только и были по словесности, по французскому и по фехтованию. Прозвище Француз ему дали не только за знание языка, но и за владение рапирой. А уроки он брал, как известно, у Гризье...

- ...который стал прототипом «Учителя фехтования» Дюма. И Дни фехтовальной культуры проходят в годовщину въезда Д,Артаньяна в Менг. Да, закольцевалось. Но все-таки: сейчас город уже привык, что есть День фехтовальщика, Дни фехтовальной культуры, Гранд Ассо. А как все начиналось?

- На первый же День фехтовальщика в 2005 году к нам пришел Виктор Францевич Жданович, легендарный трехкратный олимпийский чемпион. Рассказывают, что, когда он фехтовал, толпы собирались посмотреть. Пришли спортсмены - они понимали, что чем больше интереса публики, тем больше детей пойдет в спорт.

В том же году возник и клуб, и это было время, когда заняться фехтованием в Петербурге можно было только в спортивных секциях. А из неспортивных, пожалуй, только Сергей Мишенев (который сейчас возглавляет Ассоциацию арт-фехтования) брал всех в кружок при ДК Ленсовета. Ну и вел группу Руслан Каприлов, о котором знали только осведомленные. Идея клуба была в том, чтобы снять понятие «профнепригодности». Чтобы заниматься мог любой - вне зависимости от возраста, от физической формы.

Фехтование можно рассматривать как спорт и как физическую культуру. Мы занимаемся вторым. И у нас ниша: фехтование не спортивное, не артистическое, не историческое. А классическое - то, что стало развиваться в XVIII - XIX веках.

Популярное сейчас в мире старинное, историческое фехтование - это то, что восстанавливают по старым трактатам. А фехтование классическое - это не только учебники, это цепочка мастеров, которая протянулась и до нас. Из «классики» родилось спортивное фехтование, и еще есть люди, которые фехтовали до того, как уколы стали регистрироваться электрической схемой. Я говорю о том же Ждановиче, о заслуженном тренере Ксении Аркадьевне Таджиевой, которая преподает во Дворце творчества юных и сама когда-то училась у Константина Трофимовича Булочко, основателя ленинградской школы фехтования.

Электрофиксация, конечно, отвела спортивное фехтование в сторону от классического. И отсюда наше принципиальное отличие от спортивных секций.

- В чем именно?

- В спортивном фехтовании уже не требуется прогиб клинка, чтобы показать укол. Чуть коснулся противника - лампочка загорелась. Все очень быстро, но с такими скоростями зрители не видят, что происходит - только лампочки мигают. В спорте стало много обоюдных уколов, когда противники одновременно бросаются друг на друга. В «классике», которая готовила к реальному бою, такое трудно представить: обоюдные уколы - это два трупа. Первым делом надо было защитить себя, поэтому сначала «защита», потом - «ответ».

И технику исторического фехтования из какого-нибудь XV века по-настоящему не применишь: она была рассчитана на убийство. Так что нынешнее историческое фехтование - конечно, игра. В которой, правда, нужна большая ловкость.

Мы, занимаясь «классикой», возвращаем «правду фехтования». Так выразился один из современных западных фехтмейстеров. Ты фехтуешь, учитывая, что укол - это не «лампочка зажглась». Что у тебя оружие. Даже при всей нынешней технике безопасности это учит ответственности, сдержанности, умению владеть собой.

Я вообще считаю, что «классика» - как навык чтения: сначала учишь буквы, а потом из них можно складывать слова. После того как у тебя появится чувство дистанции, чувство противника, ловкость - уже можно переключаться на историческое, на артистическое фехтование. У Эдмона Ростана, автора «Сирано де Бержерака», есть стихотворение «Экзерсис»: «Ведь учит легкая рапира тяжелым овладеть мечом...».

- Сейчас фехтовальных клубов немало. Как внутри сообщества решается вопрос конкуренции: с одной стороны, надо вместе продвигать общее дело, с другой - вы все соперники.

- Конкуренция начинается, когда начинается бизнес. Мы изначально некоммерческая организация, все вкладываем в развитие. Естественно, когда поднялось уже массовое движение, свои услуги стали предлагать как профессионалы, так и те, кто не очень хорош. Из гарантий качества сейчас - только репутация. Мне кажется, должна быть определенная сертификация, потому что пока фактически любой может открыть «фехтовальный клуб». А потом к нам приходит мальчик: занимался на тяжелых мечах, фехтовать не научился, но руку повредить уже успел.

Вообще я всем родителям советую: если ребенок хочет фехтовать, отдайте сначала на спортивное. Пусть позанимается бесплатно, сколько возможно. Но, конечно, в спортивное далеко не всех берут. А если взрослому просто хочется мечом помахать после работы - да, пожалуйста, можно записаться хоть в Оружейный бойцовский клуб. Отличная разминка. Фехтование за короткое время обеспечит больше нагрузки на все мышцы, чем тренажеры. К тому же еще головой думать надо.

- По вашему наблюдению: многие ли начинающие отсеиваются?

- Бывает, мальчик все время заглядывает в смартфон: сколько осталось до конца занятия. Родителей спрашиваешь: «Вы его из-под палки водите?» - «Нет, сам хочет». Или думаешь про какого-нибудь мальчишку: ну до чего ж трудный! А потом оказывается, что он, как и ты, читал «Маленького лорда Фаунтлероя» и в принципе вы друг друга понимаете.

Текучка есть, но я-то удивляюсь, когда девчонки, которые формально обучение закончили, продолжают приходить и заниматься. Или один молодой человек: в институт поступил, год пропустил - и уже студентом вернулся. Фехтование стало частью его жизни.

- На Дни фехтовальной культуры вы ждали гостей - кто должен был приехать?

- Мы часть огромного общеевропейского движения HEMA, Historical European Martial Arts, которое объединяет историческое фехтование на холодном оружии. Должен был приехать основатель Академии исторического боя в Дублине, он переводит книги с итальянского на английский, выкладывает их бесплатно в Сеть. Ждали мастера из Болгарии, который занимается немецким фехтованием XV века на длинных мечах. На будущий год заявки подали греки, испанцы. Центр фехтовальной культуры и нужен, чтобы подобные встречи проходили не раз в год, а регулярно. Особенно по «классике», которой и в Европе очень мало. Там длинные мечи, «Вальтер Скотт», рыцари. А Петербург молодой, с самого основания занимался классическим фехтованием.

- Фехтование открывает слабые и сильные стороны человека. Что вы в себе открыли?

- Что если не люблю идти в атаку, значит, и в других сферах подобного избегаю. Например, не люблю выступать на людях. Но приходится пересиливать себя. Вот и с этим центром уже сколько пробиваюсь. И не отступаю.

#фехтование #соревнования #спорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 079 (6677) от 13.05.2020 под заголовком «Классика жанра».


Комментарии