Классика жанра. Почему Петербургу нужен Центр фехтовальной культуры?

Если бы не самоизоляция, в первый понедельник апреля в городе прошли бы очередные Дни фехтовальной культуры. И ярче, чем обычно: Санкт-Петербургскому фехтовальному клубу исполнилось 15 лет, собирались приехать гости из других стран. Но перенесено до лучших времен, а что можно перенести в онлайн, то представлено на сайте клуба наравне с поздравлениями коллег, спорткомитета, Законодательного собрания. Между тем инициативы клуба уже и президентским грантом отмечены, но открытие доступного для всех Центра фехтовальной культуры остается из области «ну да, размечтались». Почему так - узнали у председателя клуба Алины ТУЛЯКОВОЙ.

Классика жанра. Почему Петербургу нужен Центр фехтовальной культуры? | Петербуржцы уже привыкли: за неделю до Дня города возле Петропавловской крепости собираются все фехтовальщики и те, кто только подумывает взяться за рапиру. Как будет в этом году, пока неизвестно, но отвыкать на всякий случай не будем. ФОТО предоставлено

Петербуржцы уже привыкли: за неделю до Дня города возле Петропавловской крепости собираются все фехтовальщики и те, кто только подумывает взяться за рапиру. Как будет в этом году, пока неизвестно, но отвыкать на всякий случай не будем. ФОТО предоставлено

- Алина, что бы это был за центр?

- Это было бы место, где можно и пофехтовать, и отдохнуть, и поговорить с единомышленниками. И посмотреть на показательные бои, какие бывали в XVIII веке: мастер вызывал кого-нибудь на бой, а публика, как в театре, смотрела на поединок. И танцам поучиться: они наравне с фехтованием служили для физического развития, а в современной жизни очень не хватает координации, изящества движений. И лекции по искусству устраивали бы: в конце концов тот же Альбрехт Дюрер - не только златокудрый красавец на автопортрете, он был классным фехтовальщиком.

Вот весь этот просветительский, воспитательный контекст настолько очевиден, что мы даже президентский грант получили на годовой цикл наших мероприятий. Но с центром все никак не складывается. По распоряжению главы Петроградского района нам показали пустующие помещения для социально ориентированных организаций - мы обрадовались, давно подали документы... А из комитета имущественных отношений никаких известий. Я уже в электронную приемную губернатора обратилась.

- Вы часто говорите, что Петербург - «город фехтовальной культуры». Но вообще-то Петербург ассоциируется... ну... с Пушкиным, а не с фехтовальщиком Гризье. Может, поэтому городским властям не передается ваш энтузиазм?

- Я напомню: в 1715 году Петр I учредил в Петербурге Академию морской гвардии, где фехтование было обязательной дисциплиной. И вы упомянули Пушкина: у него пятерки только и были по словесности, по французскому и по фехтованию. Прозвище Француз ему дали не только за знание языка, но и за владение рапирой. А уроки он брал, как известно, у Гризье...

- ...который стал прототипом «Учителя фехтования» Дюма. И Дни фехтовальной культуры проходят в годовщину въезда Д,Артаньяна в Менг. Да, закольцевалось. Но все-таки: сейчас город уже привык, что есть День фехтовальщика, Дни фехтовальной культуры, Гранд Ассо. А как все начиналось?

- На первый же День фехтовальщика в 2005 году к нам пришел Виктор Францевич Жданович, легендарный трехкратный олимпийский чемпион. Рассказывают, что, когда он фехтовал, толпы собирались посмотреть. Пришли спортсмены - они понимали, что чем больше интереса публики, тем больше детей пойдет в спорт.

В том же году возник и клуб, и это было время, когда заняться фехтованием в Петербурге можно было только в спортивных секциях. А из неспортивных, пожалуй, только Сергей Мишенев (который сейчас возглавляет Ассоциацию арт-фехтования) брал всех в кружок при ДК Ленсовета. Ну и вел группу Руслан Каприлов, о котором знали только осведомленные. Идея клуба была в том, чтобы снять понятие «профнепригодности». Чтобы заниматься мог любой - вне зависимости от возраста, от физической формы.

Фехтование можно рассматривать как спорт и как физическую культуру. Мы занимаемся вторым. И у нас ниша: фехтование не спортивное, не артистическое, не историческое. А классическое - то, что стало развиваться в XVIII - XIX веках.

Популярное сейчас в мире старинное, историческое фехтование - это то, что восстанавливают по старым трактатам. А фехтование классическое - это не только учебники, это цепочка мастеров, которая протянулась и до нас. Из «классики» родилось спортивное фехтование, и еще есть люди, которые фехтовали до того, как уколы стали регистрироваться электрической схемой. Я говорю о том же Ждановиче, о заслуженном тренере Ксении Аркадьевне Таджиевой, которая преподает во Дворце творчества юных и сама когда-то училась у Константина Трофимовича Булочко, основателя ленинградской школы фехтования.

Электрофиксация, конечно, отвела спортивное фехтование в сторону от классического. И отсюда наше принципиальное отличие от спортивных секций.

- В чем именно?

- В спортивном фехтовании уже не требуется прогиб клинка, чтобы показать укол. Чуть коснулся противника - лампочка загорелась. Все очень быстро, но с такими скоростями зрители не видят, что происходит - только лампочки мигают. В спорте стало много обоюдных уколов, когда противники одновременно бросаются друг на друга. В «классике», которая готовила к реальному бою, такое трудно представить: обоюдные уколы - это два трупа. Первым делом надо было защитить себя, поэтому сначала «защита», потом - «ответ».

И технику исторического фехтования из какого-нибудь XV века по-настоящему не применишь: она была рассчитана на убийство. Так что нынешнее историческое фехтование - конечно, игра. В которой, правда, нужна большая ловкость.

Мы, занимаясь «классикой», возвращаем «правду фехтования». Так выразился один из современных западных фехтмейстеров. Ты фехтуешь, учитывая, что укол - это не «лампочка зажглась». Что у тебя оружие. Даже при всей нынешней технике безопасности это учит ответственности, сдержанности, умению владеть собой.

Я вообще считаю, что «классика» - как навык чтения: сначала учишь буквы, а потом из них можно складывать слова. После того как у тебя появится чувство дистанции, чувство противника, ловкость - уже можно переключаться на историческое, на артистическое фехтование. У Эдмона Ростана, автора «Сирано де Бержерака», есть стихотворение «Экзерсис»: «Ведь учит легкая рапира тяжелым овладеть мечом...».

- Сейчас фехтовальных клубов немало. Как внутри сообщества решается вопрос конкуренции: с одной стороны, надо вместе продвигать общее дело, с другой - вы все соперники.

- Конкуренция начинается, когда начинается бизнес. Мы изначально некоммерческая организация, все вкладываем в развитие. Естественно, когда поднялось уже массовое движение, свои услуги стали предлагать как профессионалы, так и те, кто не очень хорош. Из гарантий качества сейчас - только репутация. Мне кажется, должна быть определенная сертификация, потому что пока фактически любой может открыть «фехтовальный клуб». А потом к нам приходит мальчик: занимался на тяжелых мечах, фехтовать не научился, но руку повредить уже успел.

Вообще я всем родителям советую: если ребенок хочет фехтовать, отдайте сначала на спортивное. Пусть позанимается бесплатно, сколько возможно. Но, конечно, в спортивное далеко не всех берут. А если взрослому просто хочется мечом помахать после работы - да, пожалуйста, можно записаться хоть в Оружейный бойцовский клуб. Отличная разминка. Фехтование за короткое время обеспечит больше нагрузки на все мышцы, чем тренажеры. К тому же еще головой думать надо.

- По вашему наблюдению: многие ли начинающие отсеиваются?

- Бывает, мальчик все время заглядывает в смартфон: сколько осталось до конца занятия. Родителей спрашиваешь: «Вы его из-под палки водите?» - «Нет, сам хочет». Или думаешь про какого-нибудь мальчишку: ну до чего ж трудный! А потом оказывается, что он, как и ты, читал «Маленького лорда Фаунтлероя» и в принципе вы друг друга понимаете.

Текучка есть, но я-то удивляюсь, когда девчонки, которые формально обучение закончили, продолжают приходить и заниматься. Или один молодой человек: в институт поступил, год пропустил - и уже студентом вернулся. Фехтование стало частью его жизни.

- На Дни фехтовальной культуры вы ждали гостей - кто должен был приехать?

- Мы часть огромного общеевропейского движения HEMA, Historical European Martial Arts, которое объединяет историческое фехтование на холодном оружии. Должен был приехать основатель Академии исторического боя в Дублине, он переводит книги с итальянского на английский, выкладывает их бесплатно в Сеть. Ждали мастера из Болгарии, который занимается немецким фехтованием XV века на длинных мечах. На будущий год заявки подали греки, испанцы. Центр фехтовальной культуры и нужен, чтобы подобные встречи проходили не раз в год, а регулярно. Особенно по «классике», которой и в Европе очень мало. Там длинные мечи, «Вальтер Скотт», рыцари. А Петербург молодой, с самого основания занимался классическим фехтованием.

- Фехтование открывает слабые и сильные стороны человека. Что вы в себе открыли?

- Что если не люблю идти в атаку, значит, и в других сферах подобного избегаю. Например, не люблю выступать на людях. Но приходится пересиливать себя. Вот и с этим центром уже сколько пробиваюсь. И не отступаю.

#фехтование #соревнования #спорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 079 (6677) от 13.05.2020 под заголовком «Классика жанра».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
«Ленинградка» повзрослела. Женскую волейбольную команду из Петербурга не узнают в новом сезоне
23 Августа 2019

«Ленинградка» повзрослела. Женскую волейбольную команду из Петербурга не узнают в новом сезоне

Настолько опытной по составу представляющая город в женской суперлиге команда не была никогда.

Дзюба под вопросом. Нападающий может уйти из «Зенита» в следующем году
13 Августа 2019

Дзюба под вопросом. Нападающий может уйти из «Зенита» в следующем году

Соглашение форварда сборной России с «Зенитом» завершится летом 2020-го.

Смертельный бой. Максим Дадашев не должен был выходить на ринг в тот день
31 Июля 2019

Смертельный бой. Максим Дадашев не должен был выходить на ринг в тот день

Спортсмену нельзя было драться из-за перенесенного ранее менингита.

Уйти по-зенитовски. 5 футболистов, дольше всех игравших за «сине-бело-голубых»
18 Июля 2019

Уйти по-зенитовски. 5 футболистов, дольше всех игравших за «сине-бело-голубых»

Как и когда завершали карьеру футболисты, проведшие максимальное количество игр за «Зенит»?

Дуглас Сантос объяснил, почему не разговаривает с Дзюбой
15 Июля 2019

Дуглас Сантос объяснил, почему не разговаривает с Дзюбой

У двух футболистов пока не получается выстроить диалог.

Оставили без звезд. Матч лучших игроков КХЛ перенесли в Москву
09 Июля 2019

Оставили без звезд. Матч лучших игроков КХЛ перенесли в Москву

Звезды лиги соберутся предстоящей зимой в столице на «ВТБ-арене».

Лиза прокатится по-канадски. Чем Туктамышева удивит в новом сезоне?
05 Июля 2019

Лиза прокатится по-канадски. Чем Туктамышева удивит в новом сезоне?

Блиставшая в прошлом сезоне фигуристка начнет «Гран-при»-2019 в Лас-Вегасе в очень звездной компании.

От «Тамбова» до «Сочи». Новички вернутся в ФНЛ?
25 Июня 2019

От «Тамбова» до «Сочи». Новички вернутся в ФНЛ?

Обе команды проводят межсезонье, мягко говоря, не амбициозно.

Перекресток пяти дорог. Как сложится карьера Ильи Ковальчука после неудачного сезона?
25 Июня 2019

Перекресток пяти дорог. Как сложится карьера Ильи Ковальчука после неудачного сезона?

Предположим пять вариантов дальнейших взаимоотношений хоккеиста с «Лос-Анджелес Кингз».

Не все то золото, что блестит. 5 самых неудачных трансферов «Зенита»
14 Июня 2019

Не все то золото, что блестит. 5 самых неудачных трансферов «Зенита»

Какие приобретения клуба оказались бесполезными?

Хоккейные «бывшие». Чем сейчас занимаются экс-тренеры СКА?
11 Июня 2019

Хоккейные «бывшие». Чем сейчас занимаются экс-тренеры СКА?

Всего за годы выступлений в КХЛ клуб сменил девять тренерских штабов.

СКА без приставки «супер». Почему лучшие хоккеисты покидают команду?
07 Июня 2019

СКА без приставки «супер». Почему лучшие хоккеисты покидают команду?

Отток игроков продолжается. Уезжает даже молодежь из дочерних команд.