Холодное время хоккея. Почему сборная СССР пропустила ЧМ-1962
Проходящий в Финляндии чемпионат мира по хоккею российской аудитории малоинтересен. Картинкой из Финляндии в основном пользуются отечественные тренеры, скауты, руководители клубов и те, кому без хоккея жизнь совсем не мила. Все потому, что сборной нашей страны нет среди команд-участниц. Такое, между прочим, однажды уже было — ровно 60 лет назад.
1957 год. Чемпионат мира по хоккею в Москве / Фото ТАСС
Передел сфер влияния в мире, если случается, то, как правило, бьет рикошетом и по спорту, хотя и принято считать, что он вне политики. Так было и в 1962 году, когда чемпионат мира по хоккею принимали американские Колорадо-Спрингс и Денвер, а среди команд-участниц числилась ГДР. Вот только восточногерманские хоккеисты не смогли вылететь за океан из‑за отсутствия въездных виз, свое слово сказал госдепартамент США…
Уж больно не понравилось американцам появление в Берлине годом ранее небезызвестной стены. От ворот поворот у их консульства получали почти все восточные немцы. Да и сама процедура подачи документов была тем еще ребусом. Подаваться нужно было в Западном Берлине, куда восточные немцы свободно попасть не могли, да и объединенный американо-британо-французский офис положительную резолюцию ставил в исключительных случаях. Гроссмейстер Вольфганг Ульман, лучший шахматист ГДР, не попал, например, на межзональный турнир в Голландию, его соотечественников-горнолыжников не пустили на мировое первенство во Францию, а велосипедистов — в Люксембург на престижные гонки. Хоккеистам тоже исключение не сделали.
В Советском Союзе, дружившем с ГДР, понятное дело, возмутились, отправили соответствующую бумагу в Международную федерацию хоккея (ИИХФ). СССР требовал лишить ЧМ-1962 официального статуса, раз не все лучшие могут участвовать, но ИИХФ, в те годы не больно погруженная в политические процессы, даже рассматривать вопрос не стала, что в принципе нелогично. За три года до этого на своем конгрессе она оговаривала возможность переноса турниров по политическим соображениям. Тем более что аналогичные проблемы другие федерации решали. В частности, турнир, куда не пустили шахматиста Ульмана, отдали политически нейтральной Швеции. Лыжники, понимая, что не соберут всех сильнейших, отменяли ЧМ. Международный олимпийский комитет, ощущая политическую напряженность, даже поощрял столь кардинальные шаги: «Спортивные турниры должны проходить только в тех странах, куда возможен беспрепятственный въезд для всех участников!».
Москва и Прага, возмущенные позицией американцев, предложили провести ЧМ-1962 у себя. «Мы рады всем!» — уверяли они. Но ИИХФ стояла на своем, что не оценили в Союзе: «Раз не пускаете ГДР, то и мы не поедем!».
Советская сборная, которой было лишь восемь лет от роду, в мир большого хоккея ворвалась кометой. Медали она привозила со всех восьми турниров, где участвовала. А большинство ее главных звезд — Вячеслав Старшинов, братья Майоровы, Александр Рагулин, Владимир Юрзинов, Виктор Коноваленко, Константин Локтев, Александр Альметов — будущие члены Зала славы ИИХФ. Первоклассная, словом, команда была, украшением любого турнира уже тогда считалась.
Существует, впрочем, версия, что СССР проигнорировала ЧМ-1962 еще и в ответ на демарш США пятилетней давности. Так называемый коллективный Запад (помимо Штатов это были Швейцария, Норвегия, Канада, Италия и ФРГ) не пустил своих хоккеистов на ЧМ-1957 в Москву из‑за участия советских военных в венгерских событиях годом раньше. ИИХФ тогда пришлось латать дыры в Лужниках командами группы Б — Польши, Австрии и Японии. И вот в 1962 году якобы последовал симметричный ответ…
Вместе с СССР к акту солидарности с восточногерманскими товарищами подключилась команда Чехословакии, а сборная Румынии проигнорировала ЧМ в группе Б. ИИХФ — благо схема была отработана — быстро подтянула из низов коллективы Норвегии, Великобритании и Швейцарии. Как следствие, счета вроде 2:12, 0:17, 5:12 на турнире в США никого не удивляли.
Чемпионами в 1962‑м стали «аполитичные» шведы (они, кстати, победили на ЧМ-1957 в Москве), и советская, и чехословацкая сборные вернулись в элиту мирового хоккея через год прямой дорогой. Больше того, СССР с ходу выиграл ЧМ-1963 в Стокгольме и еще восемь последующих. Та сборная в принципе за 37 лет своего существования (с 1954-го по 1991 г.) не получила медалей только на одном ЧМ — том самом, скандальном, в Америке.
Спустя семь лет, в 1970‑м, ИИХФ вообще отказалась проводить впредь ЧМ в Северной Америке. Но уже из‑за канадцев, которые, получив впервые право провести чемпионат у себя, горели желанием заявить в состав лучших игроков НХЛ, что противоречило принципам олимпийского движения за массовость и любительский спорт. Советские звезды хоккея по документам проходили как военнослужащие, милиционеры и рабочие и соответствовали всем требованиям, заокеанские профи — нет.
Неудавшаяся революция стоила канадцам чемпионата мира. ИИХФ перенесла его из Монреаля с Виннипегом во все тот же Стокгольм, который принимал турнир годом ранее. «Кленовые» в ответ самоустранились с турниров ИИХФ (кроме неофициальных ЧМ для молодежных сборных) до 1977 года. Единственное исключение было сделано по случаю ЧМ-2008. В год столетия Международной федерации хоккея турнир было решено организовать на родине этого вида спорта. Турнир принимали Квебек и Галифакс, а выиграла его, между прочим, сборная России, победив в финале как раз хозяев со счетом 5:4 в овертайме.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (7172) от 20.05.2022 под заголовком «Холодное время хоккея».
Комментарии