Хиджаб под шахом

В Тегеране завершился первый круг женского чемпионата мира по шахматам. Турнир вызвал огромный скандал еще минувшей осенью из-за условий проведения: девушки вынуждены играть в хиджабах. От успеха турнира во многом будет зависеть проведение будущих соревнований в Иране, а также формула женского чемпионата мира.

Хиджаб под шахом | РИСУНОК Валентина Дубинина

РИСУНОК Валентина Дубинина

С формулой этой тоже проблем хватает. Именно из-за нее, а вовсе не из-за хиджабов отказалась от участия чемпионка мира и безоговорочно сильнейшая шахматистка планеты китаянка Хоу Ифань. Аргумент простой: нокаут-система, то есть игра на вылет, настолько лотерейна по своей сути, что никак не подходит для определения чемпиона мира. И правда, она отлично работает в теннисе, баскетболе и даже футболе, где у сильнейшего масса возможностей доказать свое превосходство. Но в шахматах, где вероятность ничьей весьма велика, микроматч из двух партий с последующей быстрой игрой в случае ничьей действительно нередко напоминает подбрасывание монетки.

Само по себе это неплохо - интересно, непредсказуемо, интригующе. Например, наш земляк Александр Халифман примерил в свое время корону именно благодаря нокауту - при классической матчевой системе он не имел бы ни единого шанса. Но шахматный мир исторически привык к магии чемпионского титула, к серьезности этого звания. И не случайно мужские шахматы вернулись к классической формуле, а по нокаут-системе проходит Кубок мира - соревнование тоже престижное, победой в нем гордятся Петр Свидлер и Сергей Карякин, но все-таки его победителя никто шахматным королем не называет.

У женщин же на данный момент существует странная система, когда в одни годы чемпион мира определяется в классическом матче, а в другие — в нокаут-чемпионате. Выглядит все это, мягко говоря, странно. Потому решение Хоу Ифань, не желающей разменивать свой титул в лотерее, вполне понятно. Кстати, отказалась и ее соперница по последнему матчу экс-чемпионка мира Мария Музычук, хотя она как раз основной причиной назвала хиджабы. Правда, участвует ее сестра Анна, которая считается одной из главных претенденток на титул.

Однако и Анна публично выражала недовольство местом проведения, как и наша экс-чемпионка мира Александра Костенюк, тоже входящая в число фаворитов. Из отказниц же стоит выделить также четвертую по рейтингу шахматистку мира Хампи Конеру из Индии, вице-чемпионку США Нази Паикидзе, россиянок Татьяну Косинцеву и Алису Галлямову. «В ФИДЕ 187 членов, каждый из них имеет право проводить шахматные соревнования, - не видит проблемы (или делает вид?) президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов. - Все эти страны имеют свои законы и обычаи, в соответствии с которыми проводят турниры. Эти законы следует уважать». «Когда я посещаю ту или иную страну, я выражаю свое уважение к ее культуре и обычаям, одеваясь в национальные одежды. Я это делаю по собственной воле, и никто меня не заставляет. Я бы не испытывала проблем с обязательным ношением хиджаба, пока это правило применимо ко всем без исключения», - вторит ему экс-чемпионка мира Сьюзен Полгар, которая занимает пост главы комиссии ФИДЕ по женским шахматам.

Казалось бы, трудно спорить: культурные различия нужно уважать, а все спортсменки находятся вроде бы в равных условиях. Однако именно с последним тезисом можно поспорить. Проблема не в принуждении, не в отвращении к исламу или неприятии его, а просто в том, что многим шахматисткам хиджаб причиняет реальные неудобства, мешая сосредоточиться. И преимущество получают те, кто привык к этому платку с детства. «Думаю, от идеи надеть платок мало девушек пришли в восторг. И я в их числе. Конечно, это создает достаточно большой дискомфорт, - отмечает гроссмейстер Алина Кашлинская. - Но, с другой стороны, мы должны признать, что с женским чемпионатом мира в последнее время в целом большие проблемы. Лучше проводить чемпионат в Иране, чем не проводить его вовсе»...

Вот здесь, конечно, и зарыта собака - турнир проходит в Иране, потому что никто другой не хочет его проводить. Чемпионат мира и так

должен был состояться еще в прошлом году, но так и не удалось найти подходящее место проведения. Хотя решить проблему можно было проще - выработать более понятную и стройную систему определения чемпионки мира. Глядишь, и интерес бы сразу вырос.

А пока Иран, получается, пришел на выручку Международной шахматной федерации. Интерес мусульманской страны понятен: во-первых, проведение статусного соревнования способствует задаче выхода из международной изоляции. Кроме того, в Иране сейчас настоящий шахматный бум, представители этой страны блестяще выступают на юношеских первенствах, а в скором времени, как многие считают, начнут блистать и на взрослых турнирах. Однако пока это время не пришло, и даже хиджабы местным шахматисткам не особенно помогают. В чемпионате мира приняли участие всего три иранские шахматистки, и все они завершили борьбу уже в первом круге. Правда, Митра Хеджазипур была исключительно близка к успеху, но столкнулась с удивительными бойцовскими качествами петербурженки Анастасии Боднарук. Она установила своеобразный рекорд, отыгравшись по ходу матча аж четыре раза: в классике, рапиде и блице, а затем вырвала победу в «лотерее лотерей», так называемом армагеддоне - заключительной партии, в которой белым дается лишняя минута, зато ничья для них равносильна поражению.

Кроме нашей землячки прошли во второй раунд и почти все остальные россиянки, которые теперь составляют четверть от общего числа оставшихся в строю участниц (8 из 32). Начались уже и российские дуэли - Боднарук во втором круге противостоит Ольга Гиря. Похоже, неудобства хиджабов оказались сильно преувеличенными. Может, они, наоборот, только помогают сосредоточиться?



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 029 (5891) от 16.02.2017.


Комментарии