Каждому футболисту – по ментору

В Академии футбольного клуба «Зенит» с недавних пор новый старший тренер. С Иваном ШАБАРОВЫМ встретился наш корреспондент

Каждому футболисту – по ментору | ФОТО www.fc-zenit.ru

ФОТО www.fc-zenit.ru

– Иван, для начала расскажите, как вообще становятся футбольными тренерами, тем более что вы сами никогда не были профессиональным футболистом?

– Действительно, не был. До 17 лет я рос и занимался спортом в небольшом городе Инта Республики Коми. Мне повезло с учителем физкультуры, он сумел привить интерес к спорту и к футболу в частности. Занимался многими видами – плавал, боролся, довольно серьезно увлекался боксом, но всякий раз возвращался к футболу. В 15 лет начал играть за мужскую команду шахты «Западная» и, когда через год мы поехали в Москву на турнир, впервые столкнулся с настоящим футболом и понял, что ему нужно уделять больше внимания. После школы отправился в Петербург поступать в институт физкультуры, но с первого раза не прошел, завалил экзамен по физподготовке – бег на один километр начал слишком быстро, неправильно распределив силы по дистанции. Вернулся домой, учился в системе ДОСААФ, но при этом сидел за учебниками биологии, целенаправленно готовясь к повторным экзаменам в институт физкультуры. Не забывал тренировать и этот злосчастный километр. На следующий год, успешно сдав все экзамены, поступил на учебу в Петербурге, начал играть за команду «Спорт», выступавшую на КФК. Ее тренер Дмитрий Корелов дал мне очень многое и как специалисту, и как человеку, за что я ему очень благодарен.


– Как попали в зенитовскую академию, это ведь мечта любого детского тренера, наверное?

– Еще студентом проходил практику в «Смене», позже ставшей Академией «Зенита». Завуч Владимир Варламов отправил к Дмитрию Михайлову в команду 1988 года рождения. Съездил с ним два раза в летние лагеря, получил очень полезный опыт, многому у него научился. В то время я играл в команде у Марка Рубина, там познакомился с Анвером Конеевым, он тогда начинал работать в новообразованном клубе «Локомотив» и пригласил меня туда. Так в 1999 году начал работать с малышами, для меня, третьекурсника, это уже было очень интересно. Потом подхватил команду постарше, ее тренер нашел себе другое место работы. На мою работу в «Локомотиве» обратили внимание в «Смене», с 2005 года тружусь здесь.


– В футбольных кругах из года в год только и разговоров о том, как тренеры академии уводят талантливых игроков из городских коллективов.

– Недовольные этим всегда были и они всегда, думаю, будут. Но требования к игрокам в последнее время настолько выросли, что без того плотного тренировочного режима, который мы можем предложить, футболистам будет сложно адаптироваться во взрослом футболе. Так что в идеале должен быть определенный симбиоз в работе академии и других школ. Мне лично ситуация видится так: тренеры готовят игроков, со временем передают самых талантливых в академию, но получают за это достойное вознаграждение. Мы в академии, конечно, рассчитываем в первую очередь на собственные силы, тем более что сейчас создана система филиалов, но имеем в виду и второй путь. Ребята, занимающиеся в школах «второго эшелона», достигнув потолка в своей команде, могут выйти на новый уровень, перейдя к нам в 14 – 15 лет. Вот только довольно часто попадающие к нам юноши имеют изъяны в базовой технике, которые сложно исправить. Поэтому иногда мы стараемся взять талантливого мальчика чуть раньше, но и это, к сожалению, не панацея, потому что важнейший период в плане футбольного становления с 6 до 9 лет. Если в это время будут допущены существенные ошибки, исправить их крайне проблематично.


– Устраивает ли вас уровень конкуренции в городском детско-юношеском чемпионате и с чем связаны постоянные переходы команд академии, играющих то «год в год», то годом младше?

– Действительно, в последних сезонах руководство академии пытается найти оптимальный вариант. Для младших возрастов сложно играть с ребятами, которые на год старше, потому что они еще не создали того богатого арсенала навыков, которыми можно компенсировать преимущество соперников в возрасте. Им было бы лучше играть «год в год», но юношеским командам нет смысла играть со сверстниками. Тем более что порой мы забираем лучших футболистов из других петербургских клубов, и было бы не только не полезно для наших игроков, но и неэтично по отношению к соперникам, если бы команды академии играли «год в год». Конечно, в такой ситуации сделать удобную для всех систему невозможно, но после каждого года мы анализируем проведенный сезон и пытаемся добиться оптимального баланса. Что же касается уровня конкуренции, то естественно хотелось бы, чтобы он был выше. Я вот со своей командой первых юношей участвовал в турнире в Италии, там не было каких-то больших школ, в основном играли команды с юга страны, и ни в одном матче нам не было легко. Бросилось в глаза, с каким рвением боролись итальянцы, компенсируя недостатки в мастерстве. Считаю, что именно этого порой не хватает нашим командам. Хотя и в Петербурге есть хорошие тренеры, готовящие интересных футболистов в довольно скромных условиях. Один из примеров – Сергей Левин, который трудится в «Пороховчанине» и передал в академию сначала двух игроков из команды 1997 года рождения, а теперь, взяв 2002 год, еще двоих. Это же о чем-то говорит – либо он сам здорово готовит мальчишек, либо удачно проводит селекцию, а именно этим должен заниматься детский тренер. Хотелось бы, чтобы таких людей в петербургском детско-юношеском футболе было больше.


– Какое значение уделяется в юношеских командах тактике футбола?

– С тех пор как я пришел в футбол, тактической подготовке придается все большее значение. Естественно, помогает и развитие технологий, сейчас благодаря Интернету можно все найти и увидеть. Стало появляться больше литературы, особенно зарубежной. В России выпускается, по сути, одно издание для тренеров. Оно любопытное, но его явно недостаточно. Конечно, время для каких-то сложных тактических действий приходит в юношеских командах, но базовые вещи закладываются уже в детском возрасте.


– Вы, как и остальные тренеры академии, ездите на стажировки в Европу, что произвело самое сильное впечатление?

– Мы стажировались в «Ювентусе», «Сампдории» и «Монако», но два-три дня в клубе оказываются малоинформативными, куда лучше провести целую неделю в системе одной академии. Следующие мои поездки были в «Барселону», «Баварию», «Челси» и «Аякс». В амстердамском клубе нам понравилась система «менторства», мы решили частично перенять этот опыт. К чему-то подобному мы уже подходили сами, а увидев, как это сделано в «Аяксе», решили опробовать у себя.


– В чем суть этой системы?

– Каждому игроку приставляется ментор из числа тренеров академии, который должен помогать игроку исправлять недостатки и развивать свои сильные стороны. Он работает с игроком 2 – 3 года, контролируя работу. Например, игрок может поставить себе задачу исправления погрешностей в игре «слабой ногой», а ментор подбирает средства для решения этой задачи и следит за ее решением. У большинства менторов по 12 человек. На мой взгляд, это интересная методика, ведь с тренером собственной команды порой невозможно поговорить «по душам», ведь не объяснишь свою неудачную игру тем, что всю ночь просидел за компьютером, а ментору можно об этом рассказать. К тому же это дает возможность быть более раскованным, а значит, и инициативным, потому что, к сожалению, российские юные игроки порой слишком зажаты и боятся задать лишний вопрос. Мы собираемся только ввести это новшество, посмотрим, как оно приживется на нашей почве, ведь не все, что подходит голландским ребятам, может быть легко принято нашими. Но нам бы хотелось отнестись к этому очень внимательно, учитывая психологическую совместимость между игроком и ментором. Пока попробуем на юношеских командах, а если новшество приживется, то потом, возможно, перенесем его и на детские.


– Какие еще новшества вводятся для тренеров академии?

– Их много, взять хотя бы изучение английского языка. Несколько лет назад в академии к этому стали относиться заметно внимательнее, все тренеры стали английский учить на специальных курсах, к нам приезжал преподаватель два раза в неделю. Тренеров разбили на три группы в зависимости от их уровня знаний. Кто-то подтянул английский, кто-то вспомнил забытое. Про себя могу сказать, что я посредственный пользователь языка, хотя учил его и в школе и в институте, но все равно эти занятия оказали мне значительную помощь. К тому же параллельно приходилось общаться с иностранными специалистами, работавшими в академии. Думаю, я прибавил процентов на 20 – 30 в сравнении с тем, что было до этих занятий. Особенно мне помогло общение с Луи Куленом, он терпеливо поправлял меня. Да, во время общения с ним у меня закипела голова, потому что приходилось напрягаться, но это привело к заметному прогрессу.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 082 (5699) от 12.05.2016.


Комментарии