Как «львенок» стал «акулой». В НХЛ блистает российский хоккеист

В НХЛ разгорается новая звездочка. А ведь Николай Кныжов (на снимке слева), которому прочат место в сборной России на Олимпиаде в Пекине, сегодня вполне мог выступать в Петербурге за СКА.

Как «львенок» стал «акулой». В НХЛ блистает российский хоккеист | ФОТО Seff Chiu/AP/ТАСС

ФОТО Seff Chiu/AP/ТАСС

От избытка эмоций у парня, кажется, перехватило дыхание, а взгляд бегал от одного товарища по команде к другому. За мгновение до этого 23-летний защитник «Сан-Хосе» Кныжов, выдержав паузу, бросил по воротам «Миннесоты» и попал – есть первая шайба в НХЛ! «Это реальность или я сейчас проснусь?» – читалось на его лице. Дело было на прошлой неделе, 1 апреля, но это никакой не розыгрыш.

– Счастлив быть здесь! Счастлив забросить свою первую шайбу! Для этого я проделал большой путь, – с плохо скрываемой радостью говорил затем Николай.

Карьера Кныжова – история эксклюзивная, причем она неоднократно могла оборваться.

Сначала в Кемерове, откуда родом Николай, местные власти решили переделать ледовую арену под торговый центр. Второго катка в городе не было, и детишки из местной школы оказались в прямом смысле слова на улице – катались только зимой. Многие больше просто не надевали коньки, но семья Кныжовых так верила в сына, что решилась на переезд в Омск, один из главных хоккейных центров страны.

И все-таки ключевую часть хоккейного образования Николай получил в Петербурге. В 2009 году вместе с «Авангардом» приехал в наш город на юношеский турнир им. Н. Пучкова и приглянулся детскому тренеру «Серебряных львов» Валерию Афанасьеву. Он, кстати, имел непосредственное отношение и к другим выходцам из питерского хоккея, оказавшимся за океаном, – Александру Алексееву из системы «Вашингтона», Андрею Алтыбармакяну, пробивающемуся в «Чикаго», Михаилу Мальцеву из «Нью-Джерси», одноклубнику Кныжова по системе «Сан-Хосе» вратарю Алексею Мельничуку, а также к ребятам, играющим в профессионалах на более скромном уровне, – Константину Чернюку, Алексею Полодяну, Артему Мальцеву.

Кныжов провел у Афанасьева четыре сезона, пока между наставником и клубом не пробежала черная кошка. Что там случилось – отдельная история, но в результате тренер ушел, а его команда, по сути, распалась. Николай мог найти в Петербурге иные варианты, но тут в истории его становления случился неожиданный поворот. 15-летний Кныжов отправился летом в США в так называемый лагерь развития, где вскоре получил от одного из местных тренеров предложение остаться. Родители, конечно, опешили, но перед рвением сына не устояли. И это действительно был шанс...

Первые два года дела шли как по маслу: Николай жил в американской семье, учился, играл, но со временем, будучи легионером, перестал проходить в состав команды, заточенной на ребят помладше. Дважды Кныжов оказывался без клуба, найти третий вариант не удалось. Благо отец, у которого в Петербурге наладился аудиторский бизнес, не терял связи с «Серебряными львами» и попросил за сына. Николаю исполнилось 18, и речь шла уже о Молодежной хоккейной лиге.

Из-за разницы в размерах площадки и игровом стиле Кныжов часто ошибался, терял позицию и «привозил» в ворота «Львов». К тому же за годы в Америке подзабыл русский язык, что усложняло общение с тренерами и одноклубниками. В команде посильнее на нем быстро поставили бы крест, а тут продолжали давать шанс.

– Я натурально впал в депрессию, – вспоминает Николай. – Взбодрили родители: «Соберись! Либо ты переламываешь ситуацию, либо нет». До сих пор вспоминаю эти слова во время тяжелых моментов. Тренеры Сергей Яровой и Максим Кузнецов буквально вернули меня в хоккей.

Через пару месяцев Кныжов превратился в ведущего защитника «Львов», а в следующем сезоне оказался в «СКА-Неве», в Высшей хоккейной лиге, рядом с мужиками. Тогда же попал на карандаш к Валерию Брагину и поехал на молодежный ЧМ, там, впрочем, не впечатлил скаутов из НХЛ. СКА тоже было не до молодежи. Это был олимпийский сезон-2017/18, и Олег Знарок, руководивший тогда и петербургской командой, и сборной страны, больше занимался кандидатами на поездку в Пхенчхан. Свой первый матч в КХЛ Кныжов провел только через год, уже при Илье Воробьеве. Именно в тот момент, когда Кныжов находился на льду, СКА пропустил единственную в тот день шайбу от рижского «Динамо».

– Молодец парень, хорошо сыграл для первого раза, – тем не менее поддержал 20-летнего дебютанта главный тренер, благо СКА победил 7:1. – У него интересный потенциал – катание, техника. Видно, что развивается – он давно под нашим наблюдением.

Тренерским доверием, однако, Кныжов пользоваться не стал. За СКА он вышел еще дважды, выступая в основном в ВХЛ. На этом фоне решение ехать в НХЛ специалистов не то что удивило – многие над ним откровенно смеялись: куда, мол, лезет, если даже в четвертом звене команды КХЛ заиграть не может? СКА ему предлагал контракт, обещал игровое время в КХЛ, но Николай не оборачивался, настроившись на заокеанский хоккей.

– Три года в России дали мне уверенность и толчок для роста. Не вернись я в Питер, не факт, что сейчас играл бы за «Сан-Хосе», – рассуждает Николай.

«Сан-Хосе» последних лет далек от вершин НХЛ, примерно как «Серебряные львы» в МХЛ в год его возвращения. Команда перестраивается, омолаживается, а значит, россиянин вновь по адресу. Его игровое время уже дошло до 18 – 19 минут, три матча подряд Кныжов завершал с набранными очками. А ведь конкуренция среди защитников «Акул» будь здоров! Там играют Брент Бернс, Эрик Карлссон, Марк-Эдуард Влэшик – звезды мирового хоккея. При этом Николай успевает еще и учиться в местном университете менеджменту.

Заокеанские эксперты, выводя гипотетический состав сборной России на пекинскую Олимпиаду (если НХЛ поедет туда), не забывают про 23-летнего парня из Кемерова, которого еще четыре года назад мало кто замечал. Дефицит классных защитников-разрушителей в России имелся всегда. Иногда они появляются таким витиеватым образом.

– Со стороны мой путь из ВХЛ до НХЛ выглядит коротким, – улыбается Кныжов, – но я-то знаю, чего он мне стоил: сколько я работал, через что прошел. Поэтому происходящее не считаю сказкой – считаю, я это заслужил.

#хоккей #НХЛ #спорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 62 (6900) от 09.04.2021 под заголовком «Как «львенок» стал «акулой»».


Комментарии