Из «Зенита» уходят одни старики

Завтра «Зенит» начинает футбольный год матчем в голландском Эйндховене с местным ПСВ. Борьбу в Лиге Европы команда возобновляет на фоне непривычной стабильности состава – в межсезонье никто не ушел, но никто и не пришел. Все контрактные новости касаются будущего: Дзюба приходит летом, Кержаков не хочет уходить, Данни не предлагают новый контракт, зато с Халком продлили аж до 2019 года.

Из «Зенита» уходят одни старики | ФОТО FEDERICO GAMBARINI/shutterstock.com

ФОТО FEDERICO GAMBARINI/shutterstock.com

Последняя новость вызвала бурную реакцию всевозможных СМИ, хотя на самом деле ничего особенно важного в ней нет. У бразильца и так было долгосрочное соглашение до 2017 года. Теперь, получается, его продлили еще на два сезона – вроде бы на тех же условиях. Ко времени окончания контракта нападающему стукнет 32 года, а это для футболистов его амплуа уже время заката.

Значит ли это, что «Зенит» связывает свое будущее с Халком и строит вокруг него команду? По всей видимости, да. Значит ли это, что он проведет все эти годы в Питере? Совсем не обязательно. Долгосрочный контракт – это ведь и своего рода страховка, гарантирующая определенное спокойствие для обеих сторон. А еще это возможность выручить за игрока в перспективе более серьезные деньги. Обратный пример демонстрирует сам «Зенит» в ситуации с Артемом Дзюбой, за которого «Спартак» не получит ни копейки. Питерский клуб в случае расставания с Халком выручит более 30 миллионов евро, если клубы не договорятся на меньшую сумму.

Пока это возможность, скорее, гипотетическая, но кто знает, что будет дальше, как изменится экономическая ситуация? Ясно, что в 30 лет Халка за 30 миллионов никто в Европе не купит, но ведь есть еще Китай, Япония, арабские страны. Скоро наверняка активизируются катарские клубы, возбужденные чемпионатом мира-2022. Как утверждает агент бразильца Кристиан Тео, один китайский клуб и сейчас был готов выложить за Халка ту же сумму, что заплатил португальскому «Порту» в свое время сам «Зенит». Возможно, правда, агент лукавит, набивая цену своему подопечному, однако поверить можно. В Китае деньги есть. Тем более что Халк приносит не только пользу на поле в виде голов и результативных передач – 44+35 в 94 матчах за «Зенит». Бразилец еще и яркий персонаж – как по игре, так и по внешним данным, а значит, имеет солидный рекламный потенциал и способен привлекать болельщиков на трибуны. Для питерского клуба, который через полтора года переезжает на новый огромный стадион, наличие такой звезды очень важно.

Со всех точек зрения продление контракта с Халком выглядит дальновидным поступком. Тем удивительнее, что клуб совсем не торопится проделать то же самое с Мигелем Данни, хотя соглашение с ним истекает уже этим летом. Один из самых ярких игроков команды, вокруг которого даже в большей степени строится атака, за которого когда-то заплатили рекордные на тот момент 30 миллионов евро, может уйти совершенно бесплатно.

При этом ситуация прямо противоположная той, что сложилась у Дзюбы в «Спартаке». Там клуб хотел продлить контракт, а футболист отказывался. Здесь, наоборот, Мигель хочет остаться, а вот «Зенит» не торопится, как будто до конца контракта не четыре месяца, а четыре года. Нарушается азбука футбольной торговли: если игрок нужен, с ним продлевают контракт заранее (как это произошло с Халком), если же не нужен – тоже заранее продают.

Возможно, Данни и вправду не нужен. Ему уже 31, скоро будет 32 – возраст для плеймекера серьезный, особенно с учетом его травм. В этом сезоне Данни уже не так полезен, как прежде, а в будущем регресс может усилиться. Приносить пользу он сможет и дальше, но вот будет ли его игра стоить тех солидных денег, которые ему приходится платить?

Вероятно, в руководстве клуба просто не смогли принять решение – за или против, а потому и довели ситуацию до критической. Продавать Данни при истекающем контракте уже поздно, а продлевать контракт рискованно. Вдобавок приходится учитывать слишком много неизвестных: какой будет курс валют и каким станет лимит на легионеров? Все ясно, что ничего не понятно.

Хотя одно все-таки понятно: нужно экономить. Даже если «Газпром» готов раскошелиться и увеличить рублевый бюджет в полтора раза почти пропорционально росту курса, остается еще финансовый фэйр-плей. Российские клубы в него не вписывались и раньше, особенно «Зенит», заработавший в прошлом году третий в Европе штраф после «Манчестер Сити» и ПСЖ с их деньгами арабских шейхов. Уже тогда клуб взял на себя обязательство сокращать расходы. Где же эти сокращения?

Да, «сине-бело-голубые» резко сбавили активность на трансферном рынке и никого не купили – даже Дзюба перейдет бесплатно как свободный агент. Но ведь никого и не продали! Ходили слухи об уходе Луиша Нету, но в итоге он остался, и, как выяснилось, к лучшему – ведь неприятную травму получил Николас Ломбертс.

Вместе с тем есть обязательство не увеличивать зарплатную ведомость. Получается, контракт Данни в какой-то мере зависит от контракта Дзюбы, хотя в футбольном плане их сложно назвать конкурентами. Напрямую Артем не может вытеснить Мигеля из состава, зато зарплата россиянина выдавливает зарплату португальца.

Вообще руководство «Зенита» удивительно скупо на комментарии об антикризисных мерах. Менеджеры других ведущих клубов стонут или бодрятся, но постоянно говорят о проблемах и путях их решения. Сергей Галицкий, Леонид Федун, Ольга Смородская, Евгений Гинер – всех это беспокоит. Только «Зенит» молчит. Все хорошо?

Антикризисная работа ЦСКА вообще впечатляет. Клуб за солидные деньги продал Сейду Думбия в «Рому», получив благодаря этому трансферу ту самую финансовую гибкость, которой не хватает «Зениту». А руководство клуба встретилось с игроками и обсудило возможность индексации зарплат (в евро) в меньшую сторону в связи с падением рубля. Причем, как утверждает президент ЦСКА Евгений Гинер, инициативу в этом вопросе проявили сами игроки, да еще иностранные! Чудеса, да и только. Как говорит Гинер, пока это лишь обсуждение возможностей, сам он надеется, что сокращать ничего не придется.

Напомню, что собрание клубов РФПЛ приняло решение о фиксации зарплат по курсу 45 рублей за доллар, однако решение это, разумеется, носит рекомендательный характер и не имеет юридической силы. Контракты в валюте заключены между клубами и футболистами, оснований для одностороннего пересмотра нет, так что без переговоров с игроками проблему не решить. Армейцы, как видим, в этом направлении работают, чего не скажешь о «Зените».

Итак, что же делать? Выгодно продавать игроков питерский клуб не умеет, работы по сокращению зарплат не ведет. Остается один вариант – что они сократятся сами, естественным путем. А именно – за счет ухода ветеранов. Анатолий Тимощук, Андрей Аршавин, Вячеслав Малафеев, Александр Кержаков – все они скоро повесят бутсы на гвоздь. Контракты Тимощука и Аршавина, к примеру, тоже истекают этим летом. Если даже будут подписаны новые, то уже совсем на других условиях. На других условиях будут заключены соглашения и с теми, кто заменит «стариков».

Что ж, при зенитовском подходе по-другому обновлять команду не получается. Это ЦСКА покупает 19 – 22-летних футболистов, бережно их выращивает и может выгодно продать в 25 – 27 лет на пике трансферной стоимости. В «Зените» молодежь почему-то не растет, поэтому остается приобретать готовых, созревших игроков. А это значит, что все время расцвета они проводят в питерском клубе и уйти из него могут только на пенсию.

Все бы ничего, но пока что плоды этой системы восторга не вызывают. Результаты на поле еще ничего, а вот на трибунах ощутимо становится тише. Вместе со своими ветеранами «Зенит» теряет и своих болельщиков. И так будет до тех пор, пока молодые воспитанники не получат вновь дорогу в основу. Пусть не ту широкую дорогу, что была у Аршавина с Кержаковым, но хотя бы тропиночку.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 028 (5401) от 18.02.2015.


Комментарии