2Vtzqv4Hz9U

Играли в футбол как в кино

После публикации «Четыре гола на поле и в кино» («Санкт-Петербургские ведомости», 6.10.2016) о том, как в 1968 году в Ленинграде снимали фильм «Удар! Еще удар», читатели, судя по звонкам в редакцию, заинтересовались тем, какие еще ленты про футбол были сделаны в нашем городе. Для них мы провели своего рода историческое расследование.

Играли в футбол как в кино | Афиши фильмов предоставлены пресс-службой «Ленфильма»

Афиши фильмов предоставлены пресс-службой «Ленфильма»

Хотя «Ленфильм» никогда не был первой студией страны, а «Зенит» только в постсоветское время вышел в лидеры отечественного футбола, именно наш город можно смело считать родиной спортивного кино и кино о футболе в частности. По крайней мере именно такой точки зрения придерживается известный в Петербурге киновед Алексей Дунаевский. Чтобы согласиться с ним, достаточно для начала углубиться в историю. Самым первым русским кинематографистом был не кто иной, как петербуржец Александр Дранков, снявший один из своих первых фильмов о фигуристе Николае Панине-Коломенкине, самом первом русском олимпийском чемпионе. Скобелевский комитет, ставший предтечей нынешнего «Ленфильма», начал в 1913 году с фильма «Гимнастика на машинах». А в 1927 году именно в Ленинграде была организована целая киностудия под вывеской «Труд-кино», и специализировалась она исключительно на спортивных фильмах. В первые годы советской власти спорт был популярен, комсомол регулярно устраивал различного рода массовые праздники с участием молодежи, в футбол даже на Красной площади играли, но кино никак не могло отразить любовь народа к спорту, для чего и была создана студия, где сделали несколько картин, чьи названия говорят сами за себя - например, «Спортивная лихорадка» или «Рыцари спорта».

Что до футбола, то первые фильмы о нем были короткометражными и сделаны в Москве в 1925 - 1926 годах - «Советский воздух» (о приключениях футболиста на румынской границе, куда случайно перелетел пробитый им мяч) и «Волдырь подвел» (про красноармейца, который кое-как подвернул портянки и стер ноги, играя в увольнительной в футбол). И полнометражное кино о футболе сделали сначала в Москве в 1934 году, причем режиссером был Владимир Немоляев, отец известной ныне актрисы Светланы Немоляевой. Правда, футбол в «Карьере Руди» лишь фон для серьезной политической истории. Хоть и снимался фильм в Москве, действие происходит в Германии, где к власти приходит фашизм и футбольные клубы становятся своего рода инструментом для насаждения нацистской философии.

После такой премьеры из Кремля, естественно, последовала команда сделать кино про наш футбол, и в 1936 году вышла не дожившая до нас комедия «Мяч и сердце». Фильм не больно удался, и тогда за дело взялся писатель и страстный футбольный болельщик Лев Кассиль. Принято считать, что знаменитый фильм «Вратарь» - это экранизация его повести «Вратарь республики», но на самом деле сначала был сценарий, который публиковался с продолжением в нескольких номерах журнала «Красная новь», затем вышел фильм, а потом уже на волне этого успеха Кассиль написал повесть. «Вратарь» - это уже продукция «Ленфильма», фильм был принят на ура, по крайней мере в кинотеатрах стояли километровые очереди, а мальчишки 1930-х годов и седовласыми стариками с умилением вспоминали историю Антона Кандидова, который так ловко ловил на Волге арбузы, что обратил на себя внимание проезжавших мимо футболистов столичной команды, с которыми он дорос до голкипера сборной страны.

С тех пор стали регулярно и на различных киностудиях снимать бесконечные футбольные комедии по одному и тому же сюжетному клише, используя похожие кинематографические средства. Не стал исключением и «Ленфильм», выпустивший в 1954 году «Запасного игрока». Причем режиссером новой футбольной ленты стал тот же Семен Тимошенко, что делал «Вратаря» (вышедший сразу после войны и до сих пор любимый «Небесный тихоход» - это тоже его работа). На сей раз в центре сюжета заводская футбольная команда «Синие стрелы» и один из ее игроков в исполнении Георгия Вицина, который неожиданно становится героем финального матча на Кубок ВЦСПС и счастливо решает свои сердечные дела. Причем в партнерах у Вицина звезды советского кино тех лет Павел Кадочников. Марк Бернес, Всеволод Кузнецов, Татьяна Конюхова.

Следующей ленфильмовской лентой о футболе стал как раз «Удар! Еще удар!», режиссер которого Виктор Садовский, как уже знают наши читатели, специализировался исключительно на спортивном кино. Были и плавание, и лыжные гонки, и конный спорт, но футбол оказался вне конкуренции - помимо «Удара» Садовский снял еще два фильма - «Одиннадцать надежд» и «Мой лучший друг - генерал Василий, сын Иосифа». Интересно, что «Одиннадцать надежд», по первоначальным планам, должны были стать продолжением «Удара». Те же герои - отец и сын, только теперь они уже не в ленинградской команде, а в сборной СССР, да и фамилии главных героев совсем не случайно созвучны - Таманцев превратился в Романцева, а роль от Валентина Смирнитского перешла к Юрию Демичу. В партнерах у него замечательные ленинградские актеры Игорь Горбачев, Николай Трофимов, Любовь Виролайнен, Евгений Леонов-Гладышев, Георгий Штиль, ну а в главной роли тренера сборной сам Анатолий Папанов, который собирает по стране одиннадцать футбольных надежд. В кино тогда получилось, на практике процесс безуспешно продолжается до сих пор.

Для убедительности и придаче фильму большей документальности Садовский привлек к съемкам Николая Озерова и футболистов «Зенита», в частности, популярного в начале 1970-х форварда Геннадия Унанова. Активно использовал зенитовцев режиссер и в своем последнем фильме «Мой лучший друг - генерал Василий, сын Иосифа», вышедшем в 1991 году. Это уже была скорее историческая драма, где за главным героем в исполнении Бориса Щербакова угадывается знаменитый футболист и хоккеист послевоенных лет Всеволод Бобров. Он был дружен с сыном «отца народов», который в свою очередь являлся страстным болельщиком. Василия Сталина в фильме сыграл Владимир Стеклов, снял в этом фильме Садовский и свою дочь Викторию. В 1975 году в «Одиннадцати надеждах» она играла маленькую дочь одного из футболистов сборной, в начале 1990-х уже возлюбленную главного героя.

Между фильмами Садовского в 1970 году на «Ленфильме» был снят еще один фильм про футболиста, причем, что удивительно, особенно сегодня, московского «Спартака». Видимо, именно этой команде симпатизировал режиссер «Секундомера» Резо Эсадзе. Или надеялся, что присутствие в кадре народной команды скажется на сборах фильма. Кино тоже абсолютно серьезное, что называется, «за жизнь», без всяких трагикомических эпизодов как у Садовского. Герой Николая Олялина решает оставить большой футбол, последний матч он проводит в незнакомом большом городе, где случайно встречает женщину, бывшую одноклассницу, в которую был влюблен, когда еще не был знаменит.

В ТЕМУ

В постсоветское время фильмов на футбольную тематику на «Ленфильме» не снимали. Киностудия оказывала услуги во время съемок творческому коллективу «Гарпастума» Алексея Германа-младшего, но снимала фильм московская компания, хотя место действия - Петроград времен Первой мировой войны, а в футбол за главных героев играют наши футболисты. В частности, чемпион СССР 1984 года в составе «Зенита» Александр Захариков. В Москве снял свой футбольный фильм и другой петербургский режиссер Александр Рогожкин. Действие «Игры» происходит на тренировочной базе сборной страны за два дня до финала чемпионата мира по футболу, который проходит в Москве. В 2008 году, когда вышел фильм, он воспринимался как фантастическая комедия, потому как Россия тогда еще не получила право на проведение ЧМ-2018 и мало кто верил, что получит. Теперь же, получается, режиссер (Рогожкин был и автором сценария) может оказаться провидцем, если Станислав Черчесов со своими подопечными не подведет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (5818) от 27.10.2016.


Комментарии