Игра в расистов

В российском спорте очередной скандал, связанный с расизмом. На сей раз виной всему не болельщики, а довольно неожиданный герой — футбольный судья. Зенитовский бразилец Халк обвинил в интервью западному изданию после матча с «Мордовией» арбитра Алексея Матюнина в этом страшном в наш политкорректный век грехе.

Игра в расистов | ФОТО www.fc-zenit.ru<br>«Мордовия» — «Зенит». Халк и Алексей Матюнин не нашли общего языка.

ФОТО www.fc-zenit.ru
«Мордовия» — «Зенит». Халк и Алексей Матюнин не нашли общего языка.

Не хочу показаться оголтелым расистом, но товарища Матюнина в данном случае хочется немножко поддержать. Вот как развивался, по словам самого Халка, этот эпизод: бразилец хотел обратить внимание судьи на затяжку времени со стороны хозяев и «в пылу борьбы» немножко прихватил рефери руками. Тот в довольно резкой форме попросил его не трогать. На что Халк задал не слишком логичный вопрос: «Ты что, расист?». И получил, опять-таки по словам бразильца, следующий ответ: «Да, ты мне не нравишься, как и все черные». Матюнин, естественно, утверждает, что ничего подобного не было.

Если меня на улице схватят руками (тем более такими ручищами, как у Халка), то я тоже попрошу меня не трогать, причем в резкой форме. Это, кажется, вполне естественная реакция. А вот слово «расист», произнесенное без всяких оснований, — это уже явное оскорбление, особенно в современном мире. Вот только как быть с языковыми трудностями общения: один не говорит по-португальски, другой — по-русски. Футболист наверняка услышал не то, что сказал арбитр, а тот, возможно, и не понял вопроса. При этом сам Халк признает, что по ходу игры все было нормально. Работу свою Матюнин делал качественно и ни в какой момент в антипатиях к тому же Халку замечен не был. Какие тогда вопросы?

Вообще активная борьба с расизмом в западном мире и в футболе в частности порой приводит к откровенной подмене понятий и навешиванию ярлыков. Назвал человека расистом, пусть и без всяких оснований, — и все, клеймо на всю жизнь. Так недавно в расисты определили президента нашей теннисной федерации Шамиля Тарпищева за то, что он назвал сестер Уильямс братьями. Он же вообще ничего про расовую принадлежность и цвет кожи не говорил! Ну не абсурд ли?

Или вот не так давно в отставку пришлось уйти итальянскому футбольному функционеру, который что-то негативное сказал о футболистах из Африки. Он опять же ничего не говорил о цвете кожи, а сказал исключительно об их культурных (а точнее, некультурных) особенностях. Которые, между прочим, объективно существуют — средний культурный уровень африканцев, безусловно, отличается от европейского, и это объективный факт, вызванный очевидными социальными причинами.

В свое время, когда выходцы из Африки только начали появляться в российском футболе, наши игроки были шокированы поведением новых партнеров. Не сказать, что они были невоспитанны, просто воспитаны где-нибудь в беднейшем квартале Рио или вообще в африканском племени. Так причем тут расизм? Никто же не высказывает претензии к темнокожим бразильским футболистам или американским баскетболистам, которых полно в европейских лигах.

Кстати, и разговоры об отдельных расовых различиях тоже расизмом не являются. Так, например, очевидно, что темнокожие атлеты по некоторым параметрам статистически сильно превосходят своих белых визави. Это видно на примере спринтерского бега, равно как и стайерского (в последнем, правда, скорее доминирует одно знаменитое племя масаи), отчетливо заметна разница и в баскетболе. Хотя последний, как и футбол, является убедительным доказательством расового равноправия: каждый берет свое за счет сильных сторон.

Что до расизма в отечественном футболе, то проблема действительно существует уже много лет, и она грозит нам очень серьезными последствиями. Причина, как ни парадоксально, состоит в том, что в российском обществе на самом деле настоящего расизма не было и, пожалуй, нет и сейчас. Ксенофобии, национализма хоть отбавляй — антисемитизм, недоверие к «лицам кавказской национальности» и выходцам из Средней Азии.

А вот классический расизм был для нас явлением чуждым. Это англичане с американцами в прошлые века вывозили из Африки рабов сотнями кораблей, это у них была сегрегация в общественном транспорте и прочие нехорошие вещи — причем до относительно недавнего времени. Потому и вопрос для них это болезненный, потому и осознают свою вину, причем порой, как видим, до потери разума.

У нас никакого ущемления по расовому признаку не было. Самый известный наш африканец арап Петра Великого, он же Абрам Ганнибал, стал генералом и получил дворянский титул, а рабами у него, между прочим, были свои же, русские, — как и по всей стране. Так что нам в этом плане раскаиваться нечего. Потому и отношение к расизму у нас совсем иное, не осуждающее, а, скорее, шуточное, потому и победить его на трибунах не получается — трудно победить то, чего нет.

Те же фанаты, швыряющие бананы или ухающие по-обезьяньи в адрес темнокожих игроков, скорее, подражают западным правым группировкам. Но те это делают со значением, вкладывая реальный обидный смысл — а у нас куда больше игры, подражания. Игры, конечно, отнюдь не безобидной, игры отвратительной, но все же игры. Настоящие, убежденные расисты, конечно, тоже присутствуют, но доля их ничтожно мала.

Это видно по тому, как легко фанаты забывают о своем расизме при новых обстоятельствах. Уж как не хотели видеть питерские «ультрас» в «Зените» темнокожих игроков, а в итоге без проблем приняли и Бруну Алвеша, и Халка. «Парень немного загорел», — объясняли они это в своей среде. Даже из этой фразы видно, насколько несерьезно относятся к расизму такие ребята.

Нет и настоящего, глубокого осуждения в российском обществе в целом — именно потому, что расовой дискриминации у нас не было. Наши фаны играют в расистов, а общество им это прощает — и никто при этом не понимает, насколько глубоко происходящее оскорбляет темнокожих парней, для которых проблема расизма совсем не шутка, чьи деды еще чувствовали себя людьми второго сорта, а прапрадеды, быть может, успели попробовать кнута надсмотрщика. Для нас это шутка, для них — нет.

А еще эти «безобидные» шутки могут стоить российскому футболу очень дорого. От дисквалификаций конкретных арен и клубов до проблем с домашним мундиалем. Уже мелькала информация, что темнокожие игроки могут бойкотировать ЧМ-2018 из-за расизма на наших трибунах. Пока это лишь туманная и далекая от конкретики угроза, но еще несколько громких скандалов, и она может принять реальные очертания.

Что до арбитра Матюнина, то его, уверен, оставят в покое. Хотя бы потому, что без активного участия «Зенита» раскрутить эту историю невозможно. Уж кому-кому, а питерскому клубу поднимать скандал вокруг расизма точно невыгодно — у самих рыльце в пушку. В смысле, не у самого клуба, а у его болельщиков.

А проблему все-таки уже пора начинать решать. Самый простой и логичный способ: наказать все-таки каких-нибудь фанов за пресловутое «уханье». Наказать открыто и показательно, чтобы другим неповадно было. Тогда и в безобидности «шуток» уверенности станет меньше, да и перед всем миром оправдаться будет легче. По крайней мере мы сможем сказать: смотрите, боремся. А сказав так, глядишь, и бороться начнем по-настоящему.

В ТЕМУ

Руководитель департамента судейства и инспектирования РФС Валентин Иванов заявил, что «Зенит» не имеет претензий к Алексею Матюнину, судившему матч в Саранске. «Клуб не будет обращаться в комитет РФС по этике, не будем туда обращаться и мы. Считаю, что данную тему можно считать закрытой, случилось обычное недопонимание между футболистом и судьей. Арбитр даже не имел представления о том, о чем его спрашивал Халк».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (5353) от 03.12.2014.


Комментарии