Игра в мяч для интеллектуалов: от первых шагов до больших побед

В сентябре в нашем городе всегда проходит набор в детско-юношеские спортивные школы. С обсуждения этой темы мы и начали разговор с Романом КНЯЗЕВЫМ. Тренер-преподаватель по баскетболу специализированной ДЮСШ № 1 Центрального района руководит еще и сборной России, составленной из игроков до 16 лет. В прошлом учебном году его воспитанники добились значительных успехов. Команда спортшколы баскетболистов 2009 года рождения стала победителем первенства города и серебряным призером первенства России.

Игра в мяч для интеллектуалов: от первых шагов до больших побед | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Роман Олегович, на что в первую очередь обращают внимание детские тренеры при наборе в баскетбольные секции 6 – 8-летних ребятишек?

— Они оценивают подвижность, ловкость движений, координацию и, конечно, рост. Мы стремимся дать шанс каждому, поэтому отсеивается совсем небольшая часть желающих играть в баскетбол: когда ребенок уж очень маленького роста, крайне плохо двигается или у него отсутствует координация движения. В таком случае тренеру приходится говорить родителям, что им надо поискать для своего чада какое‑то другое занятие.

— Некоторые специалисты тем не менее считают, что на начальном этапе тренировок рост не имеет решающего значения. Главное — желание и увлеченность…

— Более того, на первых порах обучение азам баскетбола «малышам» дается даже легче. Они более шустрые, лучше скоординированы, лучше владеют своим телом. Но баскетбол все‑таки игра высокорослых спортсменов, и на последующих этапах этот фактор становится одним из самых важных. Потому и тренеры повышенное внимание уделяют рослым ребятам. В поисках таких мальчишек и девчонок в эти сентябрьские дни они ходят по школам и даже детским садам.

— Уже на протяжении длительного времени в нашем городе немало делается для развития детского спорта, в том числе и баскетбола: во всех школах и во многих дворах сейчас имеются хорошие площадки с кольцами, нет проблем с приобретением мячей и формы. Однако массового увлечения этой замечательной игрой, увы, не происходит. Среди мальчишек и девчонок баскетбол сейчас далеко не так популярен, как в советские времена. В чем, на ваш взгляд, причины?

— Надо, наверное, начать с того, что в Петербурге, как, впрочем, и во многих российских городах, баскетбол уступает в популярности футболу и хоккею. Скажем, местные телеканалы редко транслируют поединки с участием нашей ведущей баскетбольной ­команды, с недавних пор она тоже называется «Зенит». «Зенит» же футбольный показывают регулярно, и все мальчишки хотят играть в футбол.

Рискую прослыть ретроградом, но скажу, что сильно мешают в этом плане и гаджеты. Если еще 25 – 30 лет назад после уроков в школе мальчишки гоняли футбольный мяч на полностью лишенных травы полях, играли в баскетбол на площадках без разметки и с покосившимися щитами, а иногда просто развлекались тем, что лазали через заборы и по крышам гаражей, то сейчас все свободное время они проводят с телефонами и планшетами в руках. Что плохо сказывается и на физическом развитии подрастающего поколения. Нередко случается, что, после того как ребенок поступает в баскетбольную секцию, тренер вынужден заниматься исключительно его «физикой», и на это уходит время, которое могло быть потрачено на обучение навыкам игры. Именно этим отчасти объясняется то, почему в отечественном баскетболе теперь крайне редко появляются звезды европейского — про мировой и не говорю — уровня.

— Не будем подробно останавливаться на особенностях тренировочного процесса при подготовке юных баскетболистов, если только на одном аспекте — постановке броска. Именно он зачастую становится залогом больших побед.

— Постановка броска — достаточно сложный процесс, который занимает много времени, с него, по сути, начинается обучение бас­кетболиста. Причем если в раннем возрасте бросок поставили неправильно, в дальнейшем переучить ребенка будет очень непросто.

Первое, чем должен овладеть начинающий баскетболист, это правильная постановка ног в момент броска: как с места, так и после остановки в движении с мячом. Очень важно и положение рук: куда направлены пальцы, куда — локти, куда — бросающая мяч рука и т. д. Причем в момент броска действия игрока должны быть полностью синхронизированы. Если этого нет, бросок, скорее всего, не будет удачным.

Здесь есть сложность. Мальчишкам очень нравится посылать мяч в корзину. Им неважно, как они это делают, главное — попасть. Пусть и с двух метров. Тренеру приходится терпеливо объяснять радостному «снайперу», что бросок он выполнил неправильно.

— Подающий надежды юный спортсмен в какой‑то момент сталкивается с непростой ситуацией — как интенсивные и частые тренировки, поездки на соревнования совместить с учебой в школе или колледже? Эта тема среди прочих не так давно обсуждалась на встрече детских тренеров с воспитанниками баскетбольных спортшкол и спортсекций, которая проходила в Москве на ВДНХ. Что вы посоветовали тогда ребятам?

— Я сказал, что все свободное от уроков и тренировок время нужно посвящать не каким‑то развлечениям, а учебе, чтению книг, повышению своего культурного уровня. Совсем молодые люди не должны испытывать нехватку энергии. Относиться к учебе ­спустя рукава ни в коем случае нельзя. На профессиональный уровень выходят немногие. Да и нередко случается, что травмы, потеря мотивации ставят крест на спортивной карьере. А жизнь продолжается, и чтобы чего‑то в ней добиться, нужно иметь профессию.

Практика свидетельствует: если школьные или вузовские преподаватели видят, что юный спортсмен добросовестно относится к учебе, они обычно идут ему навстречу: это касается графика посещения уроков и лекций, сроков сдачи контрольных, зачетов, экзаменов.

А проведенные специалистами исследования показывают, что подросток, который хотя бы два года занимался в какой‑то спортивной секции, отличается целеустремленностью, он хорошо организован, быстрее, чем его далекие от спорта сверст­ники, созревает с психологической точки зрения, лучше адаптируется в новой обстановке. Можно сказать, что при правильном подходе к делу занятия спортом не мешают, а помогают в учебе.

— Думается, к баскетболу это относится даже в большей степени, чем ко многим другим видам спорта.

— Совершенно верно. Занятия баскетболом не только укрепляют ребенка физически, но и развивают его интеллект. Наряду с хорошей скоростью и прицельным броском баскетболист должен уметь читать игру, быстро реагировать на развитие событий на площадке.

— Параллельно со спортшколой Центрального района вы работаете в баскетбольном клубе «Зенит», где тренируете молодых игроков, возраст которых не превышает 21 года. Есть ли у ваших воспитанников шансы пробиться в главную команду?

— Разумеется, есть! Сейчас у нас достаточно много талантливых ребят, которых регулярно вызывают в юношеские сборные России. А Павел Земский и Егор Рыжов, он, кстати, начинал свой баскетбольный путь в спортшколе Центрального района, привлекаются к играм за основную команду «Зенита». Очень надеюсь, что уже в предстоящем сезоне эти ребята хорошо зарекомендуют себя и в мужском баскетболе.

Читайте также:

Баскетбольный «Зенит» стал обладателем Кубка Владимира Кондрашина и Александра Белова

Вышел из контракта. Баскетбольный «Зенит» уже сформировал состав


#баскетбол #тренер #спортшколы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7752) от 19.09.2024 под заголовком «Игра в мяч для интеллектуалов».


Комментарии