И спорт, и искусство
Если кто-то думает, что бальные танцы - это не спорт, он сильно ошибается. Самый настоящий спорт с тренировками до седьмого пота. Но при этом элегантный, красивый, артистичный. И очень приятно, что молодые талантливые танцоры не только сами участвуют в конкурсах, но и параллельно учат совсем маленьких детей. О тенденциях в танцах и занятиях с малышами нашему корреспонденту рассказала руководитель ансамбля бального танца «Секвей» дома культуры «Рыбацкий» Софья РОЖДЕСТВЕНСКАЯ (на снимке справа).
ФОТО предоставлено ансамблем бального танца «Секвей»
- Софья, многие до сих пор воспринимают танцы исключительно как искусство. Но у вас все серьезно - постоянная подготовка, сборы, соревнования...
- Да, даже среди опытных танцевальных педагогов идут жаркие споры о бальных танцах. Что в них больше - спорта или искусства? Лично я считаю, что в парных бальных танцах нынче все же больше спорта. Мне, правда, наоборот, хотелось бы больше искусства. Ведь танец нельзя оценивать по каким-то жестким критериям, он субъективен. На восприятие влияют костюмы, внешний вид участников... К тому же сейчас и в судействе не обходится без каких-то нюансов, некоторые тренеры лоббируют интересы своих подопечных, что, конечно, грустно.
Хотя у бальных танцев есть и другие разновидности - в частности, ансамблевые. Есть очень интересное направление «формейшн» - где сразу большое количество пар танцуют синхронно, словно одна. Кстати, отмечу, что российские бальные танцы в мире котируются очень высоко. Мы одни из лучших наравне с итальянцами, англичанами и немцами.
- Возможно, крен в сторону спорта поможет олимпийскому будущему бальных танцев. Вы что-нибудь слышали о том, что ваш вид могут включить в программу летних игр?
- Разговоры об этом ходят. Новая система судейства, где отдельные арбитры оценивают конкретные элементы, будь то «партнерство» или какие-то технические компоненты, по идее, должна помочь. Но объективно система пока недоработана, на ее отладку требуется время. В любом случае слухи о возможном олимпийском признании пока не более чем слухи. Хотя, конечно, бальные танцы на Олимпиаде - это было бы интересно.
- Кстати, почему вы посвятили свою жизнь танцам, а не какому-либо другому виду спорта или искусства?
- Вообще-то начинала я со спортивной аэробики, занималась ею с двух до семи лет. Да-да, вы не ослышались, начала тренировки в два года, а в три уже садилась на шпагат. Дело в том, что мама работает в доме культуры, вокруг нее всегда были спортивные секции, художественные коллективы, поэтому и отдала меня на занятия так рано. Да и я с детских лет понимала, что спорт - это мое. Еще в детском саду тренировалась по шесть часов в день, причем с огромным удовольствием. Мне нравилось быть занятой, тренироваться на износ. Так я была тихим и спокойным ребенком, но сконцентрированным на достижении результата. Даже когда заболевала, все равно старалась уговорить родителей отвести меня на тренировку. Пусть для дошкольников возвращаться порой в полночь с занятий не очень просто. Кстати, выступала очень неплохо, участвовала в первенстве страны по спортивной аэробике. Между прочим, даже отжималась в то время больше, чем многие мужчины. Но в один прекрасный момент мама сказала, что родила не второго сына, а дочку, и отдала меня в танцы.
- Сразу понравилось танцевать? И насколько быстро освоились?
- Поначалу было непросто, ведь между спортивной аэробикой и бальными танцами - огромная разница. Аэробика - это монолит, сила, поэтому поначалу тело было очень зажатым. А в танцах, наоборот, требуется раскрепощенность. Но удалось адаптироваться достаточно быстро, а с учетом хорошей физической подготовки скоро пришли и результаты. Меня сразу поставили в пару, и через два месяца регулярных занятий мы поехали на соревнования и сразу же выиграли первенство города.
- Как вообще проходит тренировочный процесс у танцоров?
- Должна быть определенная система. Так, в определенные дни мы работаем над основой, базой танца. Как дом не построишь без фундамента, так и танец невозможен без базы. Также обязательны индивидуальные занятия с педагогами, желательно в том числе и с иностранными. Ведь они запоминают пары, с которыми занимались, и обычно выше оценивают их на международных конкурсах. Кроме того, много работаем над партнерством. Обязательны сборы и участие в конкурсах - выезды в Москву или за границу. Плюс групповые занятия. Естественно, очень ценна помощь прекрасных педагогов. Особенно отмечу Валерия Валентиновича Матвеева, Алексея Николаевича Бойкова, Светлану Юрьевну Бакину и Романа Евгеньевича Воронина.
- Обычно принято танцевать с одним партнером? Или, наоборот, они меняются, образно говоря, как перчатки?
- Один партнер на долгие годы - это идеальная ситуация, которая, к сожалению, встречается крайне редко. Здесь важны характеры и цели - если они перестают совпадать, то приходится расставаться. Хотя я знаю много пар, которые выступают вместе много лет, даже женятся. В любом случае менять партнеров или партнерш как перчатки ни в коем случае нельзя. Поскольку для хороших выступлений необходимы гармония, понимание друг друга, а они мгновенно не возникают.
- Вы не без успеха выступаете на городских, российских и даже международных турнирах. Как оцените нынешнюю популярность бальных танцев?
- Надо признать, раньше зрителей на турнирах в Петербурге было больше. Танцы показывали по ТВ, не экономили на наружной рекламе, да и правила судейства были более понятны для непрофессионалов. Так что в основном аудитория сейчас - мамы, папы, бабушки, тренеры, люди, связанные с танцевальной сферой. Возможно, поэтому мы реже выступаем в больших залах, в частности в «Юбилейном». Но в Москве по-прежнему собирается достаточно много народу.
- С недавних пор вы не только танцуете сами, но и учите танцам малышей. Почему решили этим заняться?
- Мне стало интересно передать накопленный опыт. К тому же сама занималась в «Рыбацком» и, когда директор дома культуры предложила создать хороший ансамбль детского бального танца, с удовольствием согласилась. К сожалению, в последние годы бальные танцы становятся все более коммерческим видом. Доступным не для всех, а в основном для детей состоятельных родителей. Но я сразу для себя решила, что нельзя нацеливаться на зарабатывание денег. Признаюсь, занятия с детьми оказались тяжелее, чем рассчитывала. В группах более 30 совсем маленьких девочек и мальчиков, с разными характерами. Очень тяжело удержать их внимание на себе, надо найти к каждому индивидуальный подход, давать определенные роли в группе. К тому же необходимо наладить хорошие взаимоотношения с родителями, ведь это 50 процентов успеха детей. Вообще ни в коем случае нельзя начинать в возрасте 3 - 5 лет с бальных танцев, сперва необходимо заниматься танцами для детей под песенки, давать упражнения на ритмику, координацию, растяжку, запоминание, научить музыкальности. А где-то в шесть лет можно уже давать базу вальса.
- А как находите контакт с детьми?
- Тут также все индивидуально. Одни малыши смотрят на тебя широко открытыми глазами, внимают каждому слову. Другие, напротив, более закрыты, изначально относятся с опаской, третьи просто не могут ни минуты усидеть на месте, постоянно носятся. Поэтому стараюсь максимально заинтересовать - проводить больше игр, подвижных упражнений, смены стихотворений, вовлекаю в общение.
Причем если ты пришел в плохом настроении, то дети это сразу чувствуют. Зато если в работе с ними вкладываешь душу, они великолепно реагируют. Стараюсь отдавать все силы, после двух детских групп устаю даже больше, чем после собственных тренировок. Но это все равно здорово! В следующем учебном году планирую взять в помощь двух молодых педагогов, набрать новые группы, в том числе детей постарше, готовить ребят к конкурсам, выступлениям. Хотя и малыши из моего нынешнего набора уже выходят на сцену - показывают номера в костюмах. Так что мы уже в деле!
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook
Комментарии