Голы сквозь слезы. Как 5 вратарей дебютировали за «Зенит»
Даниил Одоевский дебютировал за «Зенит» в мае прошлого года, когда сине-бело-голубые досрочно выиграли чемпионат. В заключительном туре против безнадежного аутсайдера «Тамбова» (игра проходила в Тамбове, петербуржцы победили 5:1) тренеры отправили в ворота парня, которому только в январе исполнилось 18. И вот этой весной матч Лиги Европы в Испании с «Бетисом», затем «Рубин» на Крестовском. Вспомним, как начинали в «Зените» пять вратарей, проведших в итоге за ленинградско-петербургскую команду наибольшее количество матчей.
Фото: Pixabay / jarmoluk
Вячеслав Малафеев, 442 матча (1999 – 2015 гг.)
Вот уж кто дебютировал за «Зенит» в экстремальных условиях. На последних минутах как обычно эмоционального матча во Владикавказе с «Аланией» зенитовцы на последней минуте сравняли счет — 2:2, но судья не спешил давать финальный свисток, будто помогая устроившим осаду зенитовских ворот хозяевам. На седьмой из добавленных минут с нервами не совладал голкипер Роман Березовский и после эмоционального диалога с арбитром увидел перед собой красную карточку. Тренерам пришлось убрать с поля еще и Александра Панова, вместо которого в ворота был отправлен Малафеев. Буквально через несколько секунд свисток все‑таки прозвучал, но хозяева успели подать угловой, 20‑летний воспитанник питерской «Смены» не дрогнул и в пяти следующих турах заменял отбывавшего дисквалификацию Березовского. Так что свой первый полноценный матч Малафеев провел через четыре дня на «Петровском» против ЦСКА (1:1) с Сергеем Семаком в составе, причем гол в ворота «Зенита» был забит только с пенальти.
Михаил Бирюков, 383 матча (1980 – 1991 гг.)
Вратарь «Знамени труда» из подмосковного Орехова-Зуева мог оказаться в московском «Спартаке», но Константину Бескову больше понравился Ринат Дасаев. Зато Юрию Морозову Бирюков приглянулся, и он даже дал паузу опытному Александру Ткаченко по ходу ставшего бронзовым сезона 1980 года, чтобы проверить 22‑летнего новичка. Дебют у будущей легенды «Зенита» не сложился — еще за двадцать минут до конца матча с «Шахтером» в Донецке «Зенит» вел 2:1, но в итоге 2:5. В том чемпионате Бирюков сыграл еще в Одессе против «Черноморца» и снова поражение — 0:2. Но через год-другой любимой кричалкой ленинградских болельщиков стала «В воротах «Зенита» надежней ста замков/Стоит великий Миша Бирюков». Да он до сих пор в команде, теперь уже как тренер вратарей, среди его подопечных и Одоевский.
Леонид Иванов, 331 матч (1939 – 1956 гг.)
Дебютировал за «Зенит» в еще более нежном возрасте, чем Одоевский. Основные вратари «Сталинца», как тогда назывался «Зенит», Георгий Шорец и Борис Грищенко оказались травмированы к старту чемпионата 1939 года и пришлось забирать вратаря из заводской команды, которому еще не было восемнадцати и который еще год назад играл за молодежный состав сборной Петроградского района. Как вспоминал Иванов, он уже после первого тайма матча со «Спартаком», проходившего в Москве 22 мая 1939 года, умолял заменить его, но, кроме полевых игроков, в ворота ставить было некого. В итоге 0:4, а партнеры шутили, что самым опасным на поле игроком был Леонид Иванов… для своих ворот. И это про человека, который будет защищать ворота «Зенита» до 35 лет, выиграет с ним Кубок СССР 1944 года, дважды получит приз лучшего голкипера страны и станет вратарем сборной страны на первой для нее Олимпиаде 1952 года в Хельсинки.
Юрий Лодыгин, 164 матча (2013 – 2018 гг.)
В поисках преемника для Вячеслава Малафеева зенитовские селекционеры обнаружили в Европе талантливого парня с прекрасными данными, определенным опытом и совсем невысоким ценником. К тому же выросшему в Греции Лодыгину легко можно было оформить российское гражданство, поскольку родом он был из Владимира. Так все и произошло, едва свое добро на трансфер дал Лучано Спаллетти. Дебют пришелся на матч за Суперкубок летом 2013 года с ЦСКА, в котором «Зенит» был разбит наголову — 0:3. Несмотря на три пропущенных 23‑летним дебютантом мяча, итальянец продолжал регулярно ставить в ворота русского грека — и в чемпионате России, и в квалификации Лиги чемпионов, хотя первый матч на ноль ему удалось провести лишь с пятого раза. Но доверие тренера Лодыгин в конце концов оправдал, став твердым первым номером и попав в сборную России, а зенитовских болельщиков влюбил в себя после двух отраженных в матче с «Крыльями Советов» пенальти. Завершил свою карьеру в «Зените», правда, так же провально, как начал, — 0:4 в Минске против «Динамо» в отборе к Лиге Европы.
Владимир Олейник, 141 матч (1974 – 1978 гг.)
Заменил в воротах «Зенита» Владимира Пронина, которому принадлежит клубный рекорд — четыре своих первых матча за ленинградскую команду в 1971 году он отстоял на ноль. Удачно начал «Зенит» и сезон 1974 года с вратарем, привезенным Германом Зониным из Осетии, — только одно поражение в пяти играх на юге. Вот только дебют в Ленинграде был провален, хотя соперника, казалось, можно брать голыми ногами — дебютант чемпионатов СССР кишиневский «Нистру». К разочарованию 55 тысяч зрителей, на Стадионе имени Кирова была зафиксирована лишь ничья — 1:1. Все потому, что после удара Игоря Надеина метров с 35 24‑летний Олейник спокойно забрал было в руки мяч, но тот вдруг юркнул в ворота. Ленинградская пресса пощадила дебютанта — «мяч был пропущен из‑за невнимательности нашего нового вратаря». У Олейника и позже случались промахи, но выручал он скромный по тем временам «Зенит» куда чаще, был темпераментным, как все южане, действовал эффектно, даже если этого не требовало происходящее на поле, что нравилось публике. Совсем необязательным голом Олейник и завершил свою карьеру в Ленинграде, когда «Зенит» летом 1978 года на Стадионе имени Ленина проиграл 0:1 «Арарату». Юрий Морозов посчитал, что вратарь не случайно пропустил тот мяч.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 38 (7121) от 03.03.2022 под заголовком «Голы сквозь слезы».
Комментарии