Футбольный роман без любви: почему трансфер Жерсона в «Зенит» обернулся провалом
Бразильского полузащитника Жерсона в составе «Зенита» мы больше не увидим — 10 января он официально стал игроком клуба «Крузейро» со своей родины. Сенсацией это точно не стало — уж больно сложно шла адаптация в Петербурге самого дорогого в прошлом году новичка всей российской премьер-лиги. Сам Жерсон, надо отдать ему должное, в публичных комментариях был неизменно корректен, однако роман с «Зенитом» у него так и не сложился.
ФОТО Евгения ВАСИЛЬЕВА
Согласно данным авторитетного футбольного портала, отслеживающего все трансферные новости, на истории с Жерсоном «Зенит» даже немного заработал: летняя сделка по его покупке у «Фламенго» оценивается в 25 миллионов евро, а нынешняя по продаже в «Крузейро» — в 27 миллионов. В таком случае остается порадоваться за менеджмент «Зенита», так как за полгода пребывания в Петербурге Жерсон из‑за травмы и отсутствия в сборной Бразилии потерял в своей рыночной стоимости целых семь миллионов евро. Но в конце концов цену определяет именно рынок, и раз «Крузейро» купил полузащитника за деньги, серьезно превышающие его нынешнюю экспертную стоимость, — значит резоны на то у бразильского клуба были. И теперь это уже точно не заботы «Зенита».
Футболисты выходят из зимней спячки. Сегодня «Зенит» начинает подготовку к весенней части сезонаЧто же касается петербургского клуба, то эти гипотетически заработанные на продаже Жерсона два миллиона евро — по большому счету не более чем статистическая погрешность, учитывая и общие финансовые масштабы сделки, и летние собственно футбольные ожидания, связанные с приходом бразильца в «Зенит». Ведь на деле получилось так, что самая статусная покупка минувшего лета (к слову, и в общей истории «Зенита» трансфер Жерсона занимает на данный момент шестое место в списке наиболее дорогих приобретений) обернулась фактически ничем. Называть эту историю лопнувшим мыльным пузырем не хочется из уважения к футбольному классу бразильца, да и сознательно никто этот самый пузырь искусственно не надувал. Но на выходе случилось то, что случилось, — и след Жерсона в «Зените» футбольные историки будущего смогут обнаружить не без труда.
В премьер-лиге полузащитник в составе петербургской команды принял участие в 12 матчах, провел на поле 723 минуты и забил ровно один гол — символично, что случилось это в декабрьском матче с «Акроном», который и стал для Жерсона последним в России. До этого в его активе были еще два матча и гол в ворота «Оренбурга» в Кубке России, так что всего бразилец отличился за «Зенит» дважды. Понятно, что собственные голы — вовсе не главная характеристика для опорного полузащитника, а именно в этом качестве Жерсон приходил в «Зенит». Однако и его общий вклад в действия команды Сергея Семака оказался под стать весьма скромной голевой статистике — таким же мимолетным. При этом игровой класс бразильца чувствовался практически в каждом его футбольном действии, но дальше этого самого ощущения — классный игрок! — дело не пошло. По-настоящему своим в «Зените» Жерсон так и не стал. А «Зенит» точно так же не стал своим для него.
«Любой переход иностранца в Россию — всегда риск. Жерсон, без сомнения, высококлассный футболист, и в его профессиональных данных мы не сомневались ни на минуту, — сказал по поводу бразильца председатель правления «Зенита» Константин Зырянов. — Он пришел в команду после интенсивнейшего периода в карьере, не смог проявить себя из‑за травмы и не до конца адаптировался к нашему чемпионату. К сожалению, он так и не заиграл у нас на своем уровне сразу. При этом примеры Малкома, Вендела и других лучших иностранцев РПЛ показывают, что игроки такого уровня не всегда выдают результат мгновенно после перехода, а раскрываются постепенно». Вот только постепенно у Жерсона тоже не получилось — на это просто не хватило времени.
Наверняка сказался на мотивации футболиста фактор сборной Бразилии в свете приближающегося чемпионата мира. В момент его перехода в «Зенит» главный тренер пятикратных чемпионов мира Карло Анчелотти отметил, что хоть чемпионат России и не входит в число самых сильных в мире, но следить за Жерсоном он будет и там. На практике же получилось так, что игрок «Зенита» из‑за осенней травмы (а возможно, и не только из‑за нее, так как в Бразилии достаточно очень квалифицированных игроков, постоянно находящихся на виду у тренера сборной и без межконтинентальной лупы) на время выпал из «обоймы Анчелотти». И риск не поехать на чемпионат мира стал для игрока вполне реальным. Все‑таки Жерсон для футбольной Бразилии — это никак не Винисиус из мадридского «Реала», которого в национальную сборную этой страны будут вызывать даже хромым, больным и захандрившим. Словом, на настрое теперь уже экс-полузащитника «Зенита» и его стремлении поскорее закончить российский этап своей карьеры желание Жерсона сыграть за сборную на чемпионате мира определенно сказалось. Хотя и переоценивать этот фактор тоже не стоит, так как первые слухи о том, что бразильцу не слишком комфортно в Петербурге и он не прочь перебраться в чемпионат Саудовской Аравии, появились чуть ли не через месяц после его приезда, когда никаких проблем со сборной у Жерсона еще не было.
Очень похоже, что минувшим летом бразильский футболист просто вошел не в ту дверь — и в такой ситуации очень хорошо, что сейчас эта история разрешилась ко всеобщему удовлетворению. Как и сделка между «Зенитом» и ЦСКА — в воскресенье было официально объявлено, что аргентинский нападающий сине-бело-голубых Лусиано Гонду стал игроком столичного клуба, обратным курсом из Москвы в Петербург проследовал защитник армейцев Игорь Дивеев.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 245 (8067) от 13.01.2026 под заголовком «Футбольный роман без любви».




Комментарии