Футбол в режиме ожидания. Какие изменения произойдут в РПЛ?

По итогам очередного собрания клубов российской премьер-лиги, состоявшегося во вторник, можно сделать вывод: наши футбольные функционеры наконец‑то начали смотреть правде в глаза. Правда, клубы в очередной раз проголосовали за расширение лиги до 18 команд и мораторий на вылет, однако вчера исполком РФС эти предложения, как и ожидалось, не поддержал. При этом все участники процесса признают: количество команд сейчас не главное.

Футбол в режиме ожидания. Какие изменения произойдут в РПЛ? | Фото: Pixabay / jarmoluk

Фото: Pixabay / jarmoluk

Мы должны посмотреть, как закончится чемпионат. Сколько команд доиграет и будет играть — вопрос. Он не привязан к цифрам 16 или 18, — объясняет президент лиги Ашот Хачатурянц. — Ряд клубов из средней части таблицы знают точно, какое количество футболистов не вернется после международных матчей. Некоторые могут просто не доиграть сезон. Мы не понимаем, какая будет ситуация, какая будет логистика. Футболисты «Ростова» сутки добирались в поезде, жаловались на ватные ноги. Мы решаем другие задачи.

Что ж, в нашем футболе хотя бы осознали всю серьезность ситуации — уже неплохо.

Есть много неопределенности, принимать столь серьезные решения по ходу чемпионата, наверное, будет поспешно, — считает и гендиректор ЦСКА Роман Бабаев. — Согласитесь, если сборная и клубы не участвуют в международных соревнованиях, появляется много окон для проведения соревнований. Это может быть реформа Кубка, расширение чемпионата до 18 команд. Но я сторонник того, чтобы решения принимались взвешенно, не на коленке. Сейчас самое правильное — обсудить варианты.

Получается, расширение лиги и мораторий на вылет — это лишь гипотетические предложения, а все решения планируется принять лишь в конце сезона. Поэтому не имело реального значения ни голосование клубов РПЛ, ни решение исполкома РФС — все можно изменить потом. В этом есть своя логика: на финише аутсайдеры будут по‑прежнему бороться за выживание, и матчи для них не превратятся в товарищеские, как случилось бы в случае немедленного принятия моратория на вылет. То же самое касается и ведущих борьбу за повышение в классе команд ФНЛ-1. С другой стороны, в условиях такой неопределенности не совсем понятно, кто за что борется — возникнет турнирный хаос.

Но иначе сейчас нельзя: принимать решения действительно следует в мае-июне, когда наступит хоть какая‑то определенность. Это касается и возможного возвращения к системе «весна-­осень».

По системе «весна-осень» было обсуждение. Будем думать и принимать решение. Но в приоритете другие вопросы. И решение должно быть обдуманным, — считает Ашот Хачатурянц.

Какие же вопросы «в приоритете»? Прежде всего о том, как доиграть сезон. У клубов возникают проблемы не только с легионерами и с перелетами, но даже с экипировкой (иностранные компании уходят). Потому на собрании РПЛ обсуждался вопрос о едином авиаперевозчике и едином техническом партнере — решить оргпроблемы лиге проще, чем отдельным, особенно маленьким, клубам. Но пока и здесь результатов нет.

А главный вопрос, конечно, финансовый. Наш футбол остается глубоко убыточным, при этом лишних денег у госкомпаний и частных инвесторов уже не будет. В этой связи актуальными выглядят предложения московского «Спартака», среди которых выделяются смягчение критериев по лицензированию клубов, а также обращение в правительство по налоговым льготам и разрешению продавать пиво на стадионах.

Собственно, обо всех этих мерах говорили давно, но сегодня настал идеальный момент для их воплощения в жизнь. Точнее, даже не сегодня, а вчера — руководители нашего футбола давно были обязаны направить обращения по тем же налоговым льготам. Ведь правительство уже вовсю разрабатывает меры поддержки для экономики в целом и отдельных отраслей, представители которых активно занимаются лоббированием своих интересов. Футбольный мир, как обычно, отстает и рискует снова остаться на обочине. Если клубам дать налоговые льготы и разрешить зарабатывать самим на том же пиве, они уже завтра выйдут на самоокупаемость. Что к тому же укладывается в нынешнюю экономическую стратегию властей с максимальным снятием барьеров и созданием благоприятной деловой среды.

Зато в эту концепцию совсем не ложится введение системы Fan ID. Изначально сомнительная идея теперь выглядит уже совсем бессмысленной. У клубов не хватает денег на зарплаты и перелеты, а их заставляют вводить никому не нужную систему проверки, да еще вступать из‑за этого в жесткий конфликт с собственными фанатами. Хочется верить, что разум в этом вопросе все же восторжествует, но пока в РПЛ осторожно говорят о готовности к введению системы.

Мы ждем распоряжения правительства о Fan ID. Ждeм подзаконные акты, после чего будет понятна судьба введения FAN ID, — рассказывает Хачатурянц. — Имеет значение и финансовая составляющая, и техническая. Выявлены недостатки, нужны немалые деньги на устранение. Хотим обратиться, чтобы мы получили целевое финансирование.

Радует, что хотя бы вопрос о лимите на легионеров уже не обсуждают, хотя еще недавно вокруг него кипели страсти.

Тема лимита сейчас, к сожалению, абсолютно неактуальна. Вы же видите ситуацию, — грустно объясняет Хачатурянц. — Я не могу бросить клубы в текущей ситуации. Планирую работать и пройти этот период с клубами. Но мотивация сильно уменьшилась, 80 процентов концепции сейчас неактуальны. Это связано и с количеством легионеров, и с тем, чтобы стать более имплементированными в европейский футбол.

Трудно спорить. Даже если отстранение сборной и клубов будет в скором времени отменено, мы не сразу вернемся на прежний уровень и еще надолго останемся в отстающих. Остается надеяться, что период изоляции принесет не только минусы, но и плюсы, заставив за неимением других задач все‑таки провести необходимые структурные реформы.

#футбол #турнир #РПЛ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (7135) от 24.03.2022 под заголовком «Футбол в режиме ожидания».


Комментарии