Фигурист похож на космолет

Одним из главных козырей советского спорта было сильное научное сопровождение. После развала Союза все пришло в упадок, теперь мы скорее в отстающих. Но все же и сейчас некоторые наши ученые помогают спортсменам. Например, собеседник нашего корреспондента Александра КРУГЛИКОВА, кандидат технических наук, автор более ста изобретений Виктор ШАПИРО.

 Фигурист похож на космолет | ФОТО Sergey Nivens/shutterstock.com

ФОТО Sergey Nivens/shutterstock.com

– Виктор Александрович, вы специалист, несколько десятилетий занимались разработками военной тематики. Как оказались в сфере спорта?

– Началось в 2002 году. Помните Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити, скандал в фигурном катании, когда чемпионами сначала объявили нашу пару Елена Бережная – Антон Сихарулидзе, а потом началась информационная кампания в прессе, и после различных заседаний и споров второй комплект золотых наград вручили канадскому дуэту Жами Сале – Давид Пеллетье. Вот тогда я и задумался – должны ведь быть объективные критерии, можно ведь измерять параметры работы фигуриста на льду. Пошел в комитет по физической культуре и спорту Петербурга, мне дали телефон Алексея Николаевича Мишина. Я позвонил, мы встретились, и началась наша совместная работа.


– И с чего же вы начали?

– С жилета Мишина – это довольно простое устройство. Электронные датчики встроены в жилет в тех местах, в которых должна быть группировка рук фигуриста в прыжке. Если прыжок выполнен правильно, звенит звонок, если прыжок спортсмен выполнил с ошибкой – звонка нет. Нас поддержали, мы с Алексеем Николаевичем в течение четырех лет выполняли научно-исследовательские работы по заказу Министерства спорта РФ. В результате было создано принципиальное инновационное направление применения высоких технологий в спорте. И эти принципы действуют для всех сложнокоординационных видов спорта – фигурное катание, акробатика, прыжки в воду.


– Где конкретно применяются такие разработки?

– Например, наши тренажеры используются в сборной России по спортивной гимнастике и даже в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Надо признать, что есть проблема – тренеры не всегда любят новое. К счастью, Алексей Николаевич Мишин с ходу принял и зацепился за эту идею. Он ведь ЛЭТИ закончил по специальности инженер-электрик. Важно и то, что заместитель министра спорта РФ Юрий Дмитриевич Нагорных поддержал идею всего направления наших работ.


– А в чем конкретно тренажер, который вы создали для фигуристов, помогает им на тренировках?

– Фигурное катание – сложный вид спорта. Вращение, ускорения очень большие. Они соизмеримы с ускорением, которое испытывает космонавт, стартуя в ракете. Фигуристу необходимо иметь сильный вестибулярный аппарат. Поэтому нами был создан тренажер вестибулярной устойчивости фигуристов, представляющий собой вращающуюся платформу. Диск вращается с разной скоростью, в разных положениях крутятся фигуристы. И, когда они выходят на лед, им легче выполнять комбинации. Диск его раскручивает, и спортсмен как бы спрыгивает на лед, выезжает, отрабатывая приземление после прыжка. Методика упражнений на тренажере включает в себя все основные позиции фигурного катания. В этих позициях функционирует и вестибулярный аппарат. Алексей Николаевич разработал теорию прыжков фигуристов, которую мы использовали при разработке всех наших приборов и устройств. К разработке методик тренировки вестибулярной устойчивости на тренажере была привлечена и медицина, чтобы исследования проходили с участием врачей. За изобретение тренажера нам с Алексеем Николаевичем международный салон изобретений «Архимед» присудил золотую медаль.


– Нравится ли этот тренажер нашим звездам фигурного катания?

– Евгений Плющенко его оценил, он тренируется на нем. Работает на этом тренажере и Елизавета Туктамышева, которая в минувшем сезоне десять лет спустя после Марии Бутырской и Ирины Слуцкой вернула в Россию титул чемпионки мира в одиночном женском катании. Туктамышева, к слову, выиграла подряд все, что можно, – «Гран-при», чемпионат России, чемпионат Европы и чемпионат мира. Напомню, на чемпионате мира она выполнила аксель в 3,5 оборота – и не без помощи нашего тренажера. Это новое принципиальное направление развивается, и первоочередная задача – внедрить его в другие виды спорта. На очереди художественная гимнастика, прыжки в воду, легкая атлетика (метание молота, диска), спортивная гимнастика.


– А почему вы свою книгу, написанную в соавторстве с Алексеем Мишиным, назвали «Фигурное катание как космический полет»?

– Космический аппарат и фигурист имеют много общего. И тот и другой вращаются в полете. И параметры вращения определяет прибор под названием гироскоп. Наш прибор показывает вращение фигуриста в прыжке в виде цифр и графика. Это дает возможность количественно измерить параметры движения, определить ошибки фигуриста и дать возможность тренеру их исправить. Учитывается все – разбег, толчок, полет, приземление. Мы получаем параметры, которые можно затем корректировать. Параллельно ведется и видеосъемка тренировки или выступления. В итоге у спортсмена и тренера имеется полная объективная информация.


– Наверное, вы занимаетесь не только спортивным направлением?

– Конечно. Есть, например, разработка для слепых, «Волшебная трость», которая сама четко ведет человека с ограниченным зрением.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (5487) от 26.06.2015.


Комментарии